"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2020 » Март » 24 » Афганистан  через сетку прицела
11:39
Афганистан  через сетку прицела

И. И. Поздеев
Афганистан  через сетку прицела
.Командир экипажа боевого вертолета Ми-24 Поздеев Иван Игоревич:
Включенный от взлета до посадки прицел проецирует сетку на лобовом стекле. . В Афганистане был дважды: первый раз - с мая 1980 года по июль 1981 года и второй - с июня 1988 года по январь 1989 года. Совершил там 354 боевых вылета, сбит один раз.

                                                       


Цхинвальский (город Цхинвали - столица Южной Осетии в Грузии)
292-ой вертолетный полк огневой поддержки 21-й отдельной десантно-штурмовой бригады Закавказского военного округа, где я проходил в то время службу, в декабре 1979 года был направлен в полевой лагерь «Герань» Кировобадского района Азербайджана. Как говорится, в армии вопросов не задают. Там проводили тренировочные полеты, жили все в одной огромной палатке-элинге из прорезиненного материала с металлическим каркасом в виде дугообразных труб. Довольно прохладно, отопление от керосиновой мотопечи, которая находилась вне эллинга и, надрывно тарахтя, нагнетала теплый воздух по огромному шлангу внутрь палатки. Включалась периодически. Для празднования Нового года большая часть личного состава убыла в Цхинвали к семьям. А небольшая группа была оставлена командиром полка подполковником Бочкаревым Геннадием Александровичем в Герани. Старшим был назначен заместитель командира 1-й эскадрильи капитан Поздеев И.И.. 5-го января 1980 года получили неожиданный приказ всем вернуться на базовый аэродром. Вечером 7-го января в полку была объявлена тревога. На сборе командир полка сказал, что то, чему мы до сих пор учились, нужно будет показать на практике. Утром следующего дня 12 экипажей боевых вертолетов Ми-24 1-й эскадрильи с наземным составом обслуживания на борту произвели перелет на аэродром Далляр. Там разобрали вертолеты и загрузили в транспортные самолеты. Самолетами были переброшены на аэродром Кокайды Туркменистана. Собрали и стали работать по Афганистану. Мы с группой летчиков должны были убыть им на смену через три Была доведена оперативная информация. Угроза размещения американских военных баз на территории Афганистана в непосредственном соприкосновении с границей СССР явилась причиной перебазирования. Демократическая Республика Афганистан - ДРА (РА с 1985 г.) расположена на Среднем ВостокеНе на замену, а на пополнение прибыли мы в Афганистан в мае 1980 года. Звенья, воевавшие там уже три месяца, отправлялись поочередно в Цхинвали в трехнедельный отпуск. Первые впечатления от Афганистана: слепяще-белое жаркое солнце, лунный пейзаж подстилающей поверхности, песок пустыни, горы с каменными грядами, редкие вершины со снегом, неглубокие быстрые реки, существовавшие за счет таяния снегов. Аулы с плоскими крышами глинобитных домиков, окруженные ровными массивными глиняными заборами. Красивые отдельно стоящие крепости с высокими дувалами и смотровыми вышками на углах, низкорослые малочисленные города, редкие аулы, черные и белые шерстяные палатки кочевников в пустыне возле источников воды. И еще: горячая обшивка фюзеляжа вертолета, запах краски и пороха в кабине. Обжигаясь, залезали в двадцатьчетверку по ступеньке и двум закрытым выемкам в фюзеляже. Температура на солнцепеке достигала 70 градусов. Радиообмен в эфире на фоне дроби автоматных и пулеметных очередей с бортов вертолетов. Вспухание вертолета при стрельбе залпом НУРС в крутом пикировании. А также полнейшая без каких-либо ограничений свобода в пилотировании вертолета. Жаркий климат, горно-пустынная, непривычная для нас местность создавали свои трудности. Мощность двигателей снижалась, возможность полной загрузки уменьшалась. Приходилось выбирать между боезапасом и топливом. Сложность в ведении ориентировки из-за однообразия, невыразительности ландшафта. Средний возраст полка составлял 25 лет. Я был уже старым, имел 28 лет за плечами и классификацию военного летчика первого класса. Большинство летчиков были с третьим классом. У каждого человека свои способности, которые он может проявлять в каком11 либо деле так же, как и в летной работе. Безусловно, не вправе было требовать, допустим, от только что назначенного командира экипажа военного летчика третьего класса выполнения точной стрельбы по цели залпом ракет в первом заходе. Его уровень летной натренированности позволял выполнять полеты только днем и только в простых метеоусловиях. Полную подготовку он пройти не успел. Как пели в шуточной песне, которую сами же летчики сочинили на популярный в то время мотив: "«А кто ты есть? А есть я русский парень, простой советский летчик - ас. Простой советский летчик - ас; недавно дали третий класс». Поэтому, как только задание посложнее, так - «в бой идут одни старики» - в воздух поднимались только опытные первоклассные летчики. Одно дело слетать на прикрытие автоколонны или отстреляться по отдельно стоящей крепости, и другое дело уничтожить наседающих душманов на роту десантников в горах, когда расстояние между ними - в бросок гранаты. Там нужно мастерство. Лазерных и электронных средств прицеливания, к сожалению, не было и приходилось стрелять и бомбить как и пилотам во время Великой Отечественной войны, что называется, «по лаптю». У летчика должен быть безошибочный глазомер, чтобы точно поражать цель. Приходит он с опытом или приобретается в результате постоянных тренировок. Исключение составляли, разве что, управляемые ракеты. Но и после ее пуска летчик-оператор должен держать перекрестие своего прицела на цели до самого разрыва ракеты. Командир экипажа мог в это время отворачивать вертолет в стороны, но не более чем на 30 градусов от оси прицеливания. Если опытный пилот первой очередью, первым пуском ракет уничтожает противника, то новичок, к сожалению, расходует для этого большее количество боеприпасов, делает несколько заходов на цель, увеличивая вероятность поражения своего вертолета. Основными видами боевых действий были: • -боевые вылеты на огневую поддержку сухопутных войск на поле боя (уничтожение живой силы противника в районе ведения ими боевых действий); • прикрытие с воздуха десанта с момента их высадки до занятия круговой обороны; 12 • работа с группами спецназа; • нанесение бомбоштурмовых ударов, как правило, массированных, по заранее намеченным наземным целям; • прикрытие передвижения войск с воздуха; • прикрытие движущихся автоколонн с горючим, боеприпасами, продовольствием; • прикрытие транспортных вертолетов при выполнении ими полетов на перевозку десанта; • «свободная охота» - выполнение воздушной разведки караванов, групп мятежников, дорог, мостов, других наземных целей и уничтожение их; • минирование горных троп на границе.

Категория: Проза | Просмотров: 60 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]