"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2016 » Июнь » 26 » Энциклопедия заблуждений. Война
04:02
Энциклопедия заблуждений. Война
Ю. Т. Темиров, А. С. Донец



Энциклопедия заблуждений. Война
От автора
   Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет.
Л. Н. Толстой «Война и мир»

   Уважаемый читатель!
   Перед тобой очередной выпуск «Энциклопедии заблуждений». Он посвящен современным войнам, то есть тем событиям, которые в значительной мере определяли ход истории в XX веке. Будучи профессиональными историками, авторы стремились достигнуть баланса между занимательностью изложения, обязательной в такого рода изданиях, и приближенностью к исторической правде. При этом мы, конечно же, не претендуем на истину в последней инстанции.
   В советское время политизированность исторической науки была главным источником многочисленных заблуждений, касающихся истории войн. Она нашла отражение в искаженной трактовке событий и личностей. Именно господствовавшая в недавнем прошлом идеологическая предвзятость в значительной мере подсказывала сюжеты для данного выпуска энциклопедии. Неслучайно во многих оценках акценты изменены, иногда изменены кардинально — с позитивного на негативный, или наоборот. При этом мы старались не оказаться в плену необоснованной сенсационности и тем более карикатурности в изображении событий, большая часть которых является трагическими. А самое главное, мы хотели избежать возникновения новых заблуждений.
   Как это у нас получилось — судить тебе, дорогой читатель. Не спеши отвергать точку зрения только потому, что она не совпадает с привычной и приемлемой для тебя. Ключевым критерием здесь должна быть степень обоснованности и аргументированности предложенных оценок и подходов.
   Итак, приятного и полезного тебе прочтения.
   Темиров Ю. Т., Донец А. С.
Акт о капитуляции нацистской Германии
   Войны, как правило, заканчиваются мирными договорами, а в случае крайне неудачного развития событий для одной из сторон — капитуляцией. Черту под Второй мировой войной подвела полная и безоговорочная капитуляция Германии. Большинство советских учебников об этом событии сообщали следующее: «8 мая 1945 года в пригороде Берлина — Карлсхорсте представители немецкого главнокомандования (иногда этих представителей даже называют — Кейтель, Фридебург и Штумпф) подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии».
   Те из нас, кто считает вышеуказанный акт первым и единственным документом, обозначившим капитуляцию фашистской Германии, заблуждаются, поскольку не знают о другом событии, произошедшем днем раньше в Реймсе. Те из советских авторов, которые все-таки о нем вспоминали, оказывались перед проблемой того, как его назвать. В «Истории СССР» она была решена следующим образом: «После самоубийства Гитлера во Фленсбурге было создано новое фашистское правительство адмирала Деница, с которым США и Англия подписали в Реймсе предварительный протокол о прекращении военных действий».
   Итак, 7 мая 1945 года в Реймсе был подписан «предварительный протокол о прекращении военных действий». Главный герой пьесы «Шельменко-денщик» часто приговаривал следующее: «Все было так, но только трошечки не так». («Трошечки» в переводе с украинского языка на русский — «немножечко».) Во французском городе Реймсе, где располагался штаб англо-американского командования, представители победителей и побежденных подписями скрепили Акт о капитуляции германских вооруженных сил.
   От имени союзников его подписали начальник штаба главнокомандования союзных вооруженных сил в Западной Европе американский генерал У. Смит, генерал И. Суслопаров (в качестве свидетеля) за Советский Союз и генерал Ф. Севез за Францию. (Обратим внимание на присутствие советского представителя, хотя и в роли свидетеля.) От Германии его подписали А. Йодль, начальник штаба оперативного руководства верховного командования вермахта, и Г. фон Фридебург, главнокомандующий военно-морскими силами Германии.
   Любопытен и состав делегаций, утвердивших Акт 8 мая в Карлсхорсте. В тексте под фотографией в учебнике истории значилось: «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Слева — представитель Верховного Главного командования Красной Армии Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Справа — Акт подписывает от имени верховного командования армии фашистской Германии генерал-фельдмаршал В. Кейтель. Берлин, Карлсхорст, 8 мая 1945 года». Действительно, фотография запечатлела Жукова и Кейтеля. О разместившихся между ними персонах не сообщается ничего.
   Верховный командующий экспедиционными силами союзников генерал Эйзенхауэр уполномочил подписать документ главного маршала авиации англичанина Теддера. В качестве свидетелей также присутствовали командующий стратегическими воздушными силами США генерал К. Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал Ж.-М. де Латтр де Тассиньи. Дуайт Эйзенхауэр вначале выразил согласие отправиться для проведения этой церемонии в Берлин. Однако его некоторые ближайшие сотрудники, не видевшие необходимости в повторном подписании Акта о капитуляции, высказали сомнение в целесообразности намерения Эйзенхауэра лично прибыть в столицу. Черчилль тоже возражал против этого, поэтому верховный главнокомандующий назначил в качестве своего представителя маршала А. Теддера.
 
   Несмотря на полученное президентом Германии К. Деницом предписание союзников направить в Берлин начальника штаба верховного главнокомандования вермахта и командующих трех родов войск, в Карлсхорст не прибыли главнокомандующие немецкими ВВС и сухопутными силами. Генерал-фельдмаршал Р. фон Грейм, возглавлявший тогда люфтваффе, не появился из-за тяжелого ранения в ногу, прислав вместо себя заместителя — Штумпфа. Тот, правда, не являлся одновременно начальником штаба ВВС, сохранившего верность Герингу.
   С 30 апреля 1945 года главнокомандующим сухопутными войсками считался генерал-фельдмаршал Ф. Шернер, который фактически в должность не вступил, оставаясь во главе группы армий «Центр». В начале мая его войска были практически окружены к востоку от Праги. 7 мая Шернер отдал приказ отступать на Запад и покинул армию. Миссию Шернера взял на себя Кейтель.
   Замалчивание или искажение истинного характера события, происходившего в Реймсе, вполне объяснимо: тем самым еще раз подчеркивался решающий вклад Советского Союза в разгром Германии. А вот отсутствие 8 мая 1945 года в Берлине первых лиц англо-американского командования в Европе, судя по всему, послужило главной причиной неафиширования полного состава участников подписания повторного Акта о капитуляции.
Американцы в советско-польской войне
   В самый разгар советско-польской войны, весной 1920 года, председатель Совнаркома Украины и нарком иностранных дел Христиан Раковский направил министру иностранных дел Речи Посполитой Патеку ноту. В ней говорилось: «19 апреля около 4 часов пополудни над Киевом пролетел польский аэроплан и сбросил бомбы, которыми были убиты 10 человек и ранены 14. Среди убитых одна женщина и двое детей. Сообщая об этом возмутительном факте, Рабоче-крестьянское правительство Украины выражает свое возмущение против действий польского военного командования». Как выяснилось позже, Министерство иностранных дел Украины заблуждалось: ни аэропланы, ни пилоты не были польскими. Киев в тот день бомбили американцы! Откуда же могли взяться американцы в небе над Украиной?
   Хорошо известно, что советско-польский конфликт практически сразу вышел за рамки двустороннего. Еще со времен украино-польской войны активное участие в судьбе возрождавшейся Речи Посполитой принимали французы. Именно они организовали в 1919 году переброску в Галичину армии Галлера, которая состояла из поляков, воевавших в годы Первой мировой войны в составе французской армии, и спасли от полного разгрома польские части, отступавшие под ударами Украинской галицкой армии (УГА). Затем французы финансировали вооружение и снабжение польской армии, предоставили военных советников. Но ют об участии американцев историки, как правило, не упоминали, хотя об их присутствии в польских войсках есть свидетельства и в мемуарах С. М. Буденного, и в романе И. Э. Бабеля «Конармия». Как же все-таки оказались заокеанские пилоты в украинском небе?
   Эта история берет свое начало в 1919 году, когда в Варшаве начала свою деятельность миссия Американской администрации помощи странам Центральной и Восточной Европы (АРА). В феврале того же года ее отделение было создано во Львове. Основным регионом деятельности миссии стали западно-украинские земли, где разгорелся конфликт между Речью Посполитой и ЗУНР. Капитан авиации Мерион Купер, который возглавил миссию, докладывал в США, что польской армии приходится воевать с большевиками, и поэтому потребовал для нее безотлагательной помощи. Кстати, информация Купера была не совсем точной. Поляки воевали не только с Советской Россией, но и, к примеру, с ЗУНР, чье руководство, в том числе президент Е. Петрушевич, было настроено антибольшевистски. Иначе говоря, для реализации своих территориальных притязаний поляки умело использовали большевикофобию Запада. Повторяя мотивировку Купера, автор книги об американских эскадрильях в польской армии К. Муррей писал следующее: «С востока, из Москвы, простиралась красная рука терроризма и восстания». Не без помощи американской миссии в мае 1919 года в Польшу была переброшена уже упоминавшаяся армия Галлера.
   Купер, желавший послужить борьбе против большевизма, поставил вопрос о создании военно-воздушного флота Польши. После согласования своего плана с лидером Речи Посполитой Юзефом Пилсудским и одобрения его американским командованием Купер отправился во Францию вербовать американских летчиков, воевавших в Европе во время Первой мировой войны. Таким образом, представитель «благотворительной» организации превратился в «отца» польских военно-воздушных сил. Во Франции были заложены основы будущей эскадрильи, разработана ее структура и подобраны пилоты. Командиром эскадрильи должен был стать майор Фаунтлерой. Но для полного укомплектования ее летного состава американцев во Франции не хватило, поэтому Куперу пришлось съездить и в Англию, где также находился экспедиционный корпус Соединенных Штатов.
 
   После подбора кадров проблемой стал их перевоз к месту службы. Так как американское командование не желало предавать огласке свою причастность к украино-польскому и советско-польскому конфликтам, пилотов пришлось доставлять в Польшу тайно и, конечно же, нелегально. Половину пути они проделали под прикрытием Красного Креста, другую половину — с американской миссией по борьбе с тифом. Наконец 23 сентября 1919 года все они прибыли в Варшаву, а в октябре их переправили во Львов, где была создана эскадрилья имени Костюшко. Укомплектована она была трофейными «фоккерами» и «Альбатросами ДЗ» под управлением американских пилотов. Позже, после настоятельных ссылок Фаунтлероя на необходимость борьбы с большевиками, на вооружение эскадрильи поступили французские и итальянские аэропланы. Использовать авиацию предполагалось на главном направлении военных действий — киевском.
   В декабре 1919 года Фаунтлерой из Львова обратился в США с просьбой о пересылке в Украину еще 12 пилотов. На просьбы откликнулись даже организации летчиков-любителей. У «солдат удачи» появились хорошие стимулы после посещения Польши полковником Бенджамином Кастли, который пообещал им щедрое вознаграждение, если те будут способствовать стабилизации ситуации в Восточной Европе, чему большевики ужасно мешали.

  Читать всю статью
Категория: Публицистика | Просмотров: 351 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]