"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2015 » Октябрь » 11 » История афганских войн
04:56
История афганских войн
Авторы Андрей Грешнов, Павел Андреев,Скрипник Сергей - Afgan..
История афганских войн

Год Безграничной свободы - 1920 дней спустя.




Если послевоенный мир для участника войны, 
оказывается хуже, чем был довоенный - 
то можно утверждать, что этот участник проиграл.
Аксиома Лиддел Гарта



В Соединенных Штатах юбилей этого глобального вехового события был отмечен выходом последней книги Стивена Кинга, переведенной также и в России: "Мобильник" ("Cell"). Если у кого-то есть вопросы по поводу глубины изменений, произошедших во всемирном сознании и - как в его сегменте - в американской ментальности, эта книга их снимает. Стивен Кинг вообще - зеркало американского коллективного бессознательного. "Мобильник" - первое американское произведение с мировым резонансом, которое является апологией терроризма и гражданской войны. Террор у С. Кинга ведется не во имя белого или черного превосходства и не ради политической идеи, но как законная самозащита определенного типа сознания, которому угрожает другой тип сознания.[1]

Появления одной этой книги достаточно, чтобы служить индикатором фундаментальных изменений, которые произошли не в неком абстрактном мире, а в нас самих. Мы, например, не поймем из "Унесенных ветром", что гражданская война в США была частью мирового порога, в так называемом "осевом времени" (по Ясперсу), частью некой универсальной судороги, пробежавшей по всему миру между 1861 и 1871 гг. В эту парадигму "осевого времени" на тот момент вошла не только упомянутая война Севера и Юга (освобождение рабов), но и освобождение крестьян и реформа в России, революция Мэйдзи в Японии, геополитический крах китайской империи после проигранной опиумной войны, пик реформ в Османской империи и, наконец, Франко-прусская война и Парижская коммуна. 

После расстрела коммунаров на кладбище Пер-Лашез 27 мая 1871 года мир окончательно стал другим. В этот момент Ленину уже исполнился один год, и именно ему было впоследствии суждено осознать, к чему привел этот скачок в "осевом времени": к появлению шанса на политический апокалипсис. 

Мировая система (если угодно - всемирное общество) дозрела до того момента, когда внутри нее появляется возможность ее сокрушить. "Осевые судороги" пробегали по человечеству и раньше с незапамятных времен. В качестве примера одной из известных нам ранних приводится волна, которая прошла по миру на рубежах VI и V веков до РХ: Зороастр, Конфуций, Будда, Сократ..., короче, переход от мифологической эры к методологически мыслящему человечеству. Но ни это, ни позднейшие волны, которые синхронно прокатывались в информационно не связанных друг с другом, далеких друг от друга цивилизациях, не давали того результата, который предстал перед вождем русской революции. 

Попробуйте представить себе политический апокалипсис во времена Ниневии или фараоновского Египта. Сил самого Моисея хватило только на то, чтобы убежать, а уж самого фараона потопил Господь Бог. Именно Он погребал под лавой Содом и Гоморру, топил Атлантиду... У крошечного человека не было и намека на то, чтобы потрясти своим бунтом могучие как пирамиды устои великого Левиафана - социума. И вот впервые человек получает возможность выступить в качестве громовержца, ставящего на колени то, что подавляющему большинству кажется самым незыблемым из всего: организацию человеческого бытия! 

Мы хотим подчеркнуть здесь, что рядом с этим не стоят ни 1648 год (казнь Карла I), ни 1789 - 93 годы (Великая французская революция и казнь Людовика XVI), ни потрясшие Европу наполеоновские походы. Все это относится к тому времени (в котором действовали, кстати, и Александр Великий и Чингисхан) в котором великие герои были только исполнителями велений Рока, исторической судьбы; в котором самые масштабные движения людей отражали только "геологические" перемещения пластов внутри этого необъятного единым взглядом здания - коллективного человеческого феномена. 

После 1871 года начинается эпоха, когда группа людей может стать организаторами конца истории. Это пока еще потенциальная перспектива, реализуемая только в каких-то приближениях, в небольших процентах, но она уже осознана, такая амбиция уже есть. Homo politicus берет эсхатологию в свои руки, делает ее партийным знаменем. 

По нашему мнению, следующая судорога "осевого времени" началась очень быстро - в 1914 году, а завершилась в 1945. Что произошло тогда? 

Правители - фараоны новейшего времени - отреагировали на эту новую возможность, на "демократизацию" эсхатологической перспективы и решили забрать право на апокалипсис и средства к его осуществлению в собственные руки. Разделение на два противостоящих лагеря, находящихся при этом в тайном дипломатическом сговоре между собой, шантаж пасомых человеческих стад возможностью ядерной катастрофы, постоянно идущий передел мира в рамках биполярной идеологической схемы - все это служило тому, чтобы снова сделать управляемого человека маленьким, раздавить его чугунной мощью сверхимперских образований, глобальных проектов, в которых индивидуальная инициатива близка к нулю. Эпоха, начавшаяся после 1945, стала временем фальсификации всех ранее спонтанных человеческих факторов. Спецслужбы создавали общественные движения, манипулировали ими и финансировали их лидеров. Самые чистые жертвенные побуждения превращались в орудия макиавеллиевской интриги, подобно тому, как в 1968 году ЦРУ инспирировало бунт французской молодежи, чтобы заставить уйти антиамериканского националиста Де Голля. В эту эпоху человек становится винтиком, а правители - по крайней мере, те, что на виду и в газетах - приобретают харизматическое величие. О них рассказывают исторические анекдоты и говорят, уважительно понизив голос, причем далеко не только в "тоталитарных" странах. 

Читать полностью
Категория: Публицистика | Просмотров: 425 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]