"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2014 » Декабрь » 23 » Моджахеды Афганистана
04:54
Моджахеды Афганистана
                                              Моджахеды Афганистана
 
 
        Ахмад Шах Масуд


Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды «Северного Альянса».
Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру»[2], одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمان —dušman, душмон, пушту دښمان - duxman,dušman — «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави(дари شوروی — šuravî, шӯравӣ — «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).


Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая»[3].
Духовные и политические лидеры душманов (моджахедов) уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.
Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
Иногда, различные по численности, боеспособности, оснащенности и степени организации вооруженные формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооруженным столкновениям между самими моджахедами (душманами).
Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
Каждый год численность членов вооруженных формирований моджахедов начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Отряды моджахедов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане .

 
Тактика ведения боевых действий — партизанская. Главными принципами управления боевыми действиями моджахедов являлись:


уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
не обращение боевых действий в позиционную войну,
отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения

Вооружённое противостояние условно делилось на три стадии:


Организованное сопротивление с неактивной формой боевых действий, удержание отдельных пунктов и районов, проведение широких агитационно-пропагандистских мероприятий среди населения и привлечения его на свою сторону.
Наращивание активности боевых действий за счёт диверсий и терактов, совершения налётов на гарнизоны и посты правительственных войск, нападения на колонны. Основная цель — захват оружия, боеприпасов и различных материально-технических средств.
Полное и повсеместное уничтожение противника.

 
Самые влиятельные моджахеды
 
Ахмад Шах Мосуд 
Сын Дуст Мухаммаджан родился в 1953 г. в кишлаке Джангалак (волость Базарак, уезд Панджшер) в семье крупного феодала, кадрового военного (его отец в звании полковника ушел в отставку в 1976 г.). По национальности таджик, мусульманин-суннит. Окончил теологический столичный лицей «Абу-Ханифия», учился в Кабульском университете на инженерном факультете, где вступил в организацию «Мусульманская молодежь», у истоков которой стояли Б. Раббани, Г. Хекматияр, Р. Саяф и др. 
В 1973 г. после государственного переворота сторонники «Мусульманской молодежи» организовали заговор в армии с целью свержения режима Дауда и провозглашения «Исламской республики». Заговор был раскрыт, участники казнены. А. Шаху удалось скрыться.
В 1974-1975 гг. он принимает активное участие в подготовке и проведении восстания в кишлаке Базарак уезда Панджшер, которое произошло 21 июля 1975 г., но ввиду отсутствия поддержки со стороны населения было быстро подавлено. Ахмад Шах убыл в эмиграцию (Египет, Ливан), где активно участвовал в боевых действиях и проведении теракций в составе палестинских боевых групп. Изучал опыт ведения партизанской войны в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Режим М. Дауда объявил его военным преступником. 
В 1978 г., после Апрельской революции, Ахмад Шах возвратился в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер. Обладая хорошими организаторскими и пропагандистскими способностями, имея теологическую подготовку (немаловажный фактор в мусульманской стране), боевой опыт, умело используя националистические настроения таджиков и догмы ислама, а также пользуясь личным покровительством Б. Раббани, Ахмад Шах сумел к концу 1979 г. создать и возглавить группировку мятежников ИОА в Панджшере. Сначала, по его собственному свидетельству, у него было всего 20 бойцов, но опыт проведения террористических актов позволил ему быстро уничтожить главарей, претендующих на лидерство в данном районе, и установить здесь свое господство. Не случайно Ахмад Шах получил псевдоним Масуд, что означает «счастливый». К тому же сразу доказал всем: он волевой и энергичный человек, проявляющий настойчивость и целеустремленность в достижении поставленных целей. 
Уже к 1981 г. численность группировки Масуда достигла 2200 чел., и она стала представлять серьезную опасность, главным образом на коммуникации Кабул — Хайратон на участке Джабаль-Уссарадж и на южной части перевала Саланг. Их поддерживали местные жители.

Туран Исмаил 
Сын Мохаммада Аслама (Исмаил Хан) родился в 1947 г. в кишлаке Насрабад уезда Шинданд провинции Герат. По национальности таджик. Окончил военное училище «Харби пухантун». До 1979 г. в звании «капитан» («туран») командовал батальоном 17-й пехотной дивизии. После Гератского мятежа (март 1979 г.) дезертировал и возглавил вооруженное формирование ИОА в окрестностях Герата. 
Являлся общим руководителем вооруженных формирований ИОА в провинции Герат и считался вторым после Ахмад Шаха лидером мятежников на территории Афганистана.
Женат. Семья проживает в Тайабаде (Иран). Скрытен и осторожен, часто меняет места дислокации своего штаба. Чрезвычайно жесток. Лично расправляется с пленными. Пользуется авторитетом у местного населения, так как запрещает грабежи.

Моулави Джелалуддин Хакани 
Родился в 1935 г. в племени джадран, род мизи. Окончил религиозную школу (медресе) в Пакистане. Получил духовное звание и по возвращении в Афганистан открыл медресе в кишлаке Фарах, провинции Пактия. В периоды правления Захир Шаха и М. Дауда принимал активное участие в антиправительственной деятельности организации «Братья мусульмане» в провинции Пактия. 
По характеру жестокий и бескомпромиссный человек. Вооруженные формирования Джелалуддина насчитывают до 3 тыс. чел., размещенных в основном в районе проживания племени жадран в провинциях Пактика и Пактия. 

Саид Мансур 
Сын Сайд Мартеза (псевдоним Сайд Панчо) родился в провинции Парван в 1955 г. По национальности таджик. Закончил 12 классов лицея, некоторое время был мелким торговцем, затем поступил в Кабульский университет, но окончил только два курса. В Исламскую партию Афганистана вступил на первом курсе университета. В 1978 г. был назначен Г. Хекматияром главарем мятежников ИПА в провинции Баглан. Основной район действий его бандгрупп прилегает к участку трассы Доши — Саланг. 
Проявляет исключительную жестокость к людям, заподозренным им в лояльности к правящему режиму. Умен, хитер и изворотлив. Неоднократно заигрывал с партийно-государственными органами, делая вид, что хочет начать переговоры о сотрудничестве. Однако выигранное время использовал для укрепления бандформирований и усиления своего авторитета среди главарей отрядов и групп.
Осторожен, постоянно меняет места своего пребывания, опасаясь нападения противников. Практикует распространение дезинформации через свою агентуру относительно своего перемещения. Имеет личную охрану 20 чел. Основные районы базирования расположены в ущельях Вальян и Баджга (провинция Баглан, волость Хинжан).

Мохаммад Башир 
Сын Зергуля родился в 1951 г. в провинции Баглан. По национальности пуштун. 
Родители погибли в 1984 г. Раньше работал чиновником управления сельского хозяйства в провинции Баглан. Являлся крупным бандглаварем ИПА в Баглане. Отличается осторожностью и жестокостью. Лично участвует в казнях. Действия его банд носят уголовный характер, мятежники грабят и терроризируют местных жителей.

Устад Фарид 
Родился в 1949 г. По национальности таджик. Окончил Кабульский университет, работал преподавателем лицея, затем директором школы. Еще в период учебы в университете сблизился с Хекматияром, являлся членом организации «Мусульманская молодежь». По характеру скрытен, хитер. Является непримиримым врагом НДПА и кабульских властей. Поддерживает связь с Хекматияром и выполняет только его личные указания. Является общим главарем банд ИПА в провинции Каписа.

Абдул Халид Басир 
Сын моулави Мамада Аслама родился в 1945 г. в городе Файзабаде (провинция Бадахшан) в семье священнослужителя. По национальности таджик. В 1965 г. окончил в Файзабаде лицей «Памир». Во времена правления М. Дауда работал учителем в Файзабаде и в волости Корано-Мунджан. После апреля 1978 г. выступил инициатором вооруженной борьбы в провинции Бадахшан. Басир лично участвует в боевых действиях как против правительственных и советских войск, так и против бандформирований других партий. Стремится расширить зону своего влияния и пробиться к месторождениям лазурита в уезде Джарм (в этом он конкурирует даже с Ахмад Шахом). Во время боевых действий показал себя опытным руководителем, жестоким и коварным противником. В ближайшее его окружение входят только родственники. Авторитет Басира держится на чувстве страха даже у его близких. 
В своей деятельности опирается на поддержку местных жителей кишлаков, расположенных северо-восточнее Файзабада. Численность его вооруженных отрядов составляет около тысячи чел, Басир уделяет большое внимание инженерному оборудованию мест базирования в ущельях, устройству огневых позиций и т. д.

Саид Али Бехешти 
Родился в 1930 г. в кишлаке Чеджчи, уезда Варас, провинции Бамиан, в семье священнослужителя. По национальности хазареец, мусульманин-шиит. Закончил медресе в Бамиане, затем продолжил обучение в Неджефе (Ирак) под руководством аятоллы Хойи. По возвращении из Ирака занялся активной религиозной деятельностью среди хазарейцев и в короткий период времени при финансовой поддержке крупного феодала Хазараджата Вакиль Сарвар Хана выдвинулся в число известных религиозных деятелей-шиитов.

Саид Мохаммед Хасан 
Сын Сайда Мубина (больше известен по имени Сайд Джагран) родился в 1925 г. в кишлаке Спорепхават, уезд Нувар, провинция Газни, в семье среднего феодала. По национальности хазареец. С. Джагран семь лет учился в военном лицее, окончил военное училище «Харби пухантун» в Кабуле, а затем высшее военное артиллерийское училище в СССР. Последнее место службы — 14-я пехотная дивизия в Газни, воинское звание подполковник. Дезертировал в период правления X. Амина в 1979 г. В 1980-1981 гг. вел активные и сравнительно успешные боевые действия против ВС ДРА. 

Мохаммед Асеф Мохсени 
Родился в Кандагаре в 1925 г. По национальности хазареец. Получил теологическое образование в Неджефе. Близок к аятолле Хомейни. В 1981 г. на всемирной исламской конференции в Пакистане объявлен духовным вождем (пиром) шиитов в Афганистане. Придерживается твердой проиранской ориентации, в свое время имел тесный контакт с бывшим президентом Ирана А. Банисадром и сейчас поддерживает тесные связи с иранским духовенством, в том числе с видными иранскими религиозными деятелями Шариатмадари, Куми, Ширази. Тесно сотрудничает с лидерами «Хезбе алла» (Партия аллаха). 
Твердо стоит на позиции необходимости ведения вооруженной борьбы с правительством республики, его свержения, вывода советских войск и установления в Афганистане режима «исламской республики» по образцу Ирана. Кандагари и Бехешти ведут скрытую борьбу за единоличное лидерство в организации СИС (Бехешти — последователь аятоллы Хойи, а Кандагари — ярый сторонник аятоллы Хомейни).

Конечно, были и другие полевые командиры, многие из них выдвинулись на первые роли уже после вывода советских войск. Кроме оппозиционных партий, действующих в Афганистане, Пакистане и Иране, немало различных организаций базировались в других странах и вели борьбу против НДПА.
 
Категория: Проза | Просмотров: 1398 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]