"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2014 » Декабрь » 31 » С Новым - 1392 годом!
06:02
С Новым - 1392 годом!
                                      
                              
Вячеслав НЕКРАСОВ

С Новым - 1392 годом!
Новруз на Востоке празднуют по солнечному календарю
В Афганистане сейчас (в 2014 году) 1392-й год по солнечной хиджре.

Пусть читатель не удивляется такому заголовку. Во многих странах мусульманского мира Новый год - Новруз празднуется по солнечному календарю в день весеннего равноденствия - 21 марта. Новруз на Востоке имеет более чем 2500-летнюю историю, но в Афганистане в этот день наступил именно 1392 год. Афганцы ведут летосчисление с хиджры. Так называется дата 16 июля 622 года н.э., когда Пророк Мухаммед покинул Мекку, чтобы найти пристанище в Медине.
Новый год в Афганистане приходилось встречать неоднократно, но это было в военное время, поэтому в новогоднюю ночь землю и небеса охватывало огненное зарево, грохотало все - от ржавого бура (английская винтовка XIX века. - Прим. авт.) до реактивных установок залпового огня «Град». Очень хотелось увидеть мирный праздник, и потому я без колебаний принял приглашение афганских друзей приехать к ним на Новый год. Но без огня не обошлось и в этот раз. С небес более получаса лилась огненная лава фейерверков. Мастера огненных дел - Джалаладдина пригласили из Ташкента. Он рассказал, что в 80-е годы служил солдатом на авиабазе Баграм, с тех пор в Афганистане не был. На вопрос, что его больше всего удивило, ответил: женщины в чадрах, а часто и без нее, с упоением выбирающие на базаре, пардон, нижнее белье. При этом они задают бесчисленные вопросы мужчинам - продавцам. В Узбекистане такое даже представить невозможно.
Я опасливо кошусь на установленные заряды. Джалаладдин говорит: «Я сам побаиваюсь. Хоть все изделия и сертифицированы, но ничего гарантировать нельзя. Тем более что местные мальчишки, пользуясь темнотой, уже изрядно попутали электрические схемы, а кое-что прихватили с собой - авось завтра удастся продать в дукане». По правилам всех нужно удалить не менее чем на 500 метров от установок, но ... Джалаладдин лишь беспомощно разводит руками, глядя на возбужденную от любопытства толпу. Более того, на площадку с зарядами пригласили почетных гостей. Чем выше статус гостя, тем он ближе к огню.
Самые мощные заряды должны были взлететь на высоту до 700 метров и там красиво разорваться. Они, конечно, разорвались, но почему-то на высоте вдвое ниже. То ли Джалаладдин что-то попутал, то ли мальчишки подпортили, то ли Аллаху так было угодно. В результате толпу с десяток раз накрыло огненным дождем. Слава Аллаху, никто всерьез не пострадал. Подпаленные бороды и сбитые чалмы не в счет. Зато восторгу зрителей не было предела. Уверен, что потомки прочтут о нем в летописях.
В целом, новогодние торжества в Афганистане очень похожи на наши. Люди загодя чистят жилища, стараются завершить все дела, отдают долги, ходят в гости, помогают родственникам, угощают нищих, делают закупки, готовят множество традиционных блюд. В этот день на столе обязательно должно быть «сабзи-чаллау» - разновидность плова, «сабзи» (зеленые свежие листья) символизируют приход весны, свежие овощи, фрукты. За день до праздника готовится «хафт-мева» - напиток из семи разновидностей сухофруктов, которые замачивают в кипятке на ночь.
Помимо домашних застолий праздник отмечается массовыми гуляньями, фестивалями. Для их организованного проведения была создана даже специальная государственная комиссия. На севере страны наибольший размах гулянья достигли в Мазари-Шарифе, центре провинции Балх. И без того более чем миллионное население северной столицы, похоже, удвоилось. Накануне на знаменитом перевале Саланг бушевала метель, к утру она оставила 5-метровые снежные заносы, но это не остановило почетных гостей из Кабула. В Мазари-Шариф приехало более половины депутатов парламента, семь губернаторов, первый вице-президент Ахмад Зия Масуд, посол России Замир Кабулов, представители многих международных, дипломатических, гуманитарных миссий, командование Международных сил по поддержанию безопасности.
Официальная часть церемонии проходила в священной мечети Хазрат-е Али, названной в честь ближайшего сподвижника Пророка, его двоюродного брата и одновременно зятя - Али, известного также как Асадулла - Лев Господа. Через 24 года после смерти Пророка Мухаммеда Али стал четвертым праведным халифом, хотя должен был стать первым. Именно это стало причиной раскола мусульман на суннитов и шиитов. Почти все первые халифы покинули этот мир не по своей воле. Али тоже был убит в мечети Куфы во время намаза. По преданию, его тело возложили на верблюдицу, решив предать земле там, где она остановится. Верблюдица шла много дней и ночей и остановилась, достигнув Мазари-Шарифа. Там и воздвигли мечеть Хазрат-е Али, которая благодаря своим голубым куполам, древним фрескам, керамической отделке, изяществу и совершенству форм стала одним из чудес света и пользуется особым поклонением шиитов всего мира. Внутри мечети находится мавзолей Али и большой полый сосуд, напоминающий древнюю амфору с двумя отверстиями. Считается, что тот мусульманин чист в своих помыслах перед Аллахом, который сможет проникнуть в этот сосуд и, что значительно труднее, покинуть его. На территории мечети живут многие тысячи белых голубей. Местные жители утверждают, что именно в них переселяются души ушедших мусульман.
Кульминацией торжества уже многие годы становится торжественное поднятие деревянной, ярко украшенной колонны, вершину которой венчают большие разноцветные полотнища. Они символизируют священные покрывала халифа Али. Колонна будет стоять ровно сорок дней, потом ее опустят, снимут полотнища и будут хранить их до следующего Новруза. Во время следующей новогодней церемонии лоскуты освященных полотен будут розданы всем желающим. Мусульмане шииты свято верят, что эти символы непременно принесут в их дом мир, благоденствие, здоровье родным и близким.
В момент раздачи святых лоскутов и без того наэлектризованная толпа пришла в неистовство, началась давка, борьба, драки с участием сотен людей. За материю хваталось множество рук, каждый тянул в свою сторону, стараясь оторвать хоть небольшой клочок. Впрочем, изуверства не было. Люди рычали, прожигали друг друга яростными взглядами, выкрикивали нечто угрожающее, но до членовредительства не доходило. Более того, соблюдались даже какие-то правила. Чтобы случайно не попасть «под раздачу», я забрался на подходящий фундамент. Прямо у ног бились с десяток молодых людей. Каждый вцепился в заветный лоскут и живым не хотел его выпускать. Я крикнул им сверху: «Дрешь!» Именно таким неистовым криком солдаты ночью останавливают на постах подозрительные машины и передергивают затворы. Дерущиеся остановились. Я попросил их объяснить, что происходит. Они, не выпуская лоскута из рук, терпеливо растолковали кафиру глубинные причины их яростной схватки. Поняв суть, я попросил выделить и мне часть. Бойцы отнеслись к моей просьбе с полным пониманием и с щедростью отхватили мне с полметра святыни. Я их поблагодарил, положил дар во внутренний карман, а они вновь рыча покатились в облаке пыли.
Я уже упомянул, что афганцы любят дарить и получать подарки, особенно в Новруз. В этот день один из жителей Мазари-Шарифа решил сделать землякам весьма щедрый дар - открыть телевизионный канал и радиостанцию под общим названием «Арзу», что в переводе с персидского означает мечта, желание. Афганцы очень любят смотреть телевизор, особенно политические, информационные, музыкальные программы, кое-кого приходилось заставать ночью и за просмотром программ «для взрослых». Раньше они больше читали газет, но из-за войны уровень грамотности населения сильно понизился, что для многих стало проблемой. Дело дошло до того, что за бывших моджахедов, из-за войны не познавших школу, родители не отдают замуж своих дочерей. В целом, афганцев не нужно уговаривать учиться, они склонны к этому, я бы сказал, на генетическом уровне. Учебный год у них начинается сразу после Новруза. В этом году в школу пойдет около семи миллионов детей - треть населения. А высшие учебные заведения даже не в состоянии принять всех желающих.
Пусть уровень грамотности и понизился, но афганцев нельзя назвать темными. Культурные традиции общества, кодекс пуштунвалай, вековая социальная активность, природная любознательность и многое другое помогают им правильно ориентироваться в ситуации, соучаствовать в событиях, даже происходящих далеко за пределами их страны. Во время поездки афганцы часто задавали вопрос: правда ли эстонские власти собираются тревожить прах советских солдат. По их представлениям это немыслимо.
Согласно неписаным законам афганского общества, каждый усопший, независимо от его национальности, происхождения и вероисповедания подлежит упокоению, и никто не может потревожить его прах или осквернить могилу. Любой афганец, обнаруживший погибшего или умершего человека, обязан его похоронить, а на могиле установить либо приметный камень, либо шест с черным флагом. Всякий проходящий должен попросить у Аллаха прощения для усопшего.
Примеров такого отношения к погибшим в Афганистане иностранцам много. В Кабуле уже несколько веков стоит мечеть Шахид ду Шамшира на месте гибели арабского вождя, пришедшего в Афганистан с целью мести. Там же, в Кабуле, в районе Карт-е Парван находится кладбище, где похоронены англичане, пришедшие в Афганистан с захватническими целями, и никто не оскверняет их могилы. В долине Панджшер местные жители оказывают всяческое добровольное содействие в поиске останков советских солдат и возвращении их праха на родину.
 
Категория: Проза | Просмотров: 800 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]