"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2021 » Август » 25 » Секретная, Контртеррористическая операция ВВС России в Афганистане (
05:54
Секретная, Контртеррористическая операция ВВС России в Афганистане (
Секретная, Контртеррористическая операция ВВС России в Афганистане (сентябрь 2001 год)
11 сентября 2001 года боевики террористической организации «Аль-Каида» захватили четыре пассажирских самолета и два из них направили на башни Всемирного торгового центра, два других - на Пентагон, а также на Белый дом или Капитолий. Целей достигли все самолеты, кроме последнего. Четвертый захваченный самолет рухнул в поле рядом с городом Шанксвилл (штат Пенсильвания). А в ночь с 11 на 12 сентября 2001 года состоялась дерзкая операция против международных террористов. ВВС России ( командир полковник Н. Ф. Гаврилов) нанесла ракетный удар по базам экстремистов "Аль-Каиды" в Афганистане.

Гаврилов Николай Федорович, Герой России, вспоминает: Дело было так. В начале сентября 2001 года меня вызвал один из руководителей ФСБ России. Приезжаю к нему в назначенное время, захожу в кабинет, он встает и подходит к огромному глобусу, тот диаметром метра два, не меньше. Подзывает меня и показывает точку в горном массиве: "Коля, удар нужно нанести вот сюда". Я смотрю на эту точку: давно забытый район, афганская столица. Генерал подтверждает: "Кабул". И добавляет, возвращаясь на свое рабочее место: "От этого зависит многое в судьбе и России, и мира. Когда ты это можешь сделать?". А у меня 14 сентября день рождения, я уже пригласил друзей отметить праздник. Быстро стал думать, сколько же времени может уйти на подготовку? Говорю: "11 сентября". - "Годится. Иди, готовься". Цели предстоящей атаки были такие: склад боеприпасов на окраине города, хранилище авиационного топлива - оно тоже располагалось в предгорьях окрестностей Кабула, ряд других объектов и здание недалеко от центра, где по данным разведки находились главари "Аль-Каиды" и сам Усама бен Ладен. Наша акция стала серьезным предупреждением не только экстремистам, но и всем тем, кто за ними стоит. В операции были задействованы два экипажа, на вертолетах Ми-8АМТШ «Терминатор». На них стояли дополнительные баки с горючим, и это позволяло находиться в воздухе более восьми часов. Машины были оснащены системами управляемого ракетного вооружения с дальностью стрельбы до шести километров, два блока по восемь ракет в каждом. Плюс блоки неуправляемых реактивных снарядов. Тепловизионное наведение на цели. Приборы ночного видения. Запись всех бортовых показателей и передача данных в реальном масштабе времени через спутник на КП. Итак два экипажа по пять человек в каждом: Командир экипажа, правый летчик, бортинженер, бортоператор и бортмеханик - он же стрелок-радист. Тогда у всевозможных душманских группировок в Афганистане существовали и средства ПВО, и вертолеты. Гаврилов Николай Федорович, Герой России, вспоминает: Мы рассчитывали на фактор внезапности. И время для атаки выбрали соответствующее - за полночь. Знали, что у противника есть ПЗРК, но в ночное время пуски ракет затруднительны. Были предусмотрены и варианты, связанные с чрезвычайными ситуациями, например, с необходимостью аварийной посадки для дозаправки машин. Мы знали районы, контролируемые отрядами "Северного альянса", который противостоял "Аль-Каиде", самые верхние руководители этой группировки были предупреждены о том, что в их владениях возможно появление российских вертолетов, которым следует оказать помощь. Все десять участников спецоперации были снабжены документами на чужие фамилии. В моем удостоверении значилось - майор Соколов, хотя на самом деле я тогда имел звание полковника, командовал авиацией ФСБ. Вертолеты заправили керосином непосредственно у границы с Афганистаном и около полуночи летчики взяли курс на Кабул. С полной боевой загрузкой и полными баками. Шли по своей спутниковой навигационной системе. Оба экипажа были отлично подготовлены. Трудности начались при подлете к перевалу Саланг. Там отметки более четырех тысяч метров и выше. Пришлось минут пять покружить, искали восходящие потоки, набирали необходимую высоту, но все равно проскреблись на пределе, едва колесами не цеплялись за камни. Ночь, темнота, летели, не снимая очков ночного видения, без всяких огней, без внутреннего освещения и в режиме полного радиомолчания. После Саланга пошли уже со снижением, побыстрее, старались наверстать потерянное время. Слева было знаменитое Панджшерское ущелье, там как раз находился оплот "Северного альянса", но о посадке в этих местах речи нет, потому что внизу бушевала пыльная буря и так называемая "сухая гроза", когда дождя нет, а молнии сверкают. Где-то около двух часов ночи наши вертолеты оказались над кабульской котловиной, стали работать по намеченным целям. Мощный взрыв последовал с попаданием ракет в склад топлива, там хранилось сорок тысяч тонн керосина, и все это взлетело на воздух. Также удачно отработали по складу боеприпасов и другим объектам. Были уничтожены полсотни главарей террористических формирований из разных стран, приехавших на встречу с бен Ладеном. К сожалению, сам руководитель "Аль Каиды" за час до атаки покинул отель в котором происходила встреча. После нанесения авиаудара, против российский летчиков была задействована вся система ПВО Кабула.
 

Гаврилов Николай Федорович, Герой России, вспоминает: Было такое впечатление, что весь город обрушил на вертолеты лавину огня. Хорошо, что противник нас не видел, он ориентировался на звук моторов. Мы шли по складкам местности, опускаясь иногда до высоты в десять метров. Прятались за деревьями, за домами. Пуск ракеты и опять вниз. Вертолеты продемонстрировали себя очень хорошо. Они были защищены штатной броней, которая могла держать автоматную пулю. Единственная проблема случилась уже на обратном пути. Вдруг у нас в машине началось задымление. Неужели горим и надо искать место вынужденной посадки? Связался по радио с ведомым: "Юра, подойди поближе, посмотри, все ли у нас в порядке"? Он отвечает: "Все нормально, никаких дополнительных источников тепла не вижу". Тогда обесточили полностью весь вертолет, и задымление прекратилось. Уже потом, на земле, выяснилось, в чем дело. Оказывается, когда нас обстреливали, то бортмеханик стал бросать гранаты из заднего люка. И, вытаскивая запалы, он впопыхах уронил тесемку, а она зашла на ось вентилятора, тот заклинил один из блоков, и он задымил. Примерно в пять утра 12 сентября 2001 года, вертолеты благополучно приземлились на своей базе в Таджикистане. После отдыха, по плану должен был нанесен второй удар, по базе террористов - теперь севернее Кабула. Но из Москвы поступил приказ: "Хватит того, что вы уже сделали. Срочно возвращайтесь домой". Снова зарядились горючим, перелетели вначале в Душанбе, затем взяли курс на Ленинск. Короткая посадка в Ульяновске и 13 сентября поздно вечером были уже в Москве. Сообщение Первого телеканала РФ от 12 сентября 2001 года: "Сегодня ночью столица Афганистана подверглась массированной ракетной атаке. Эта информация поступила несколько часов назад, ее передала телекомпания CNN. До сих пор нет ясной картины того, что же именно происходило в Кабуле. Налет длился примерно час. Одна из ракет попала в крупный склад горючего и боеприпасов. В городе возникла паника, была слышна сирена воздушной тревоги. Спустя минуты после начала атаки возникло предположение, что это акция возмездия Соединенных Штатов, однако Вашингтон категорически отрицает свое участие в нападении. Госдепартамент США и Пентагон заявили о том, что взрывы в афганской столице являются следствием многолетней гражданской войны. До последнего времени считалось, что Усама бен Ладен скрывается на территории Афганистана, и пользуется покровительством движения "Талибан"

Гаврилов Николай Федорович родился 14 сентября 1958 года в Чувашии. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. С 1980 по 1987 гг. принимал участие в боевых действиях в Афганистане, совершил более трех тысяч боевых вылетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-26. Был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством". Семь лет находился на должности старшего летчика-испытателя испытательного центра Федеральной пограничной службы РФ. С 1999 по 2010 гг. возглавлял авиацию ФСБ России, обеспечивал деятельность антитеррористических групп "Альфа" и "Вымпел". Осуществил целый ряд уникальных полетов на вертолете, в частности, совершал посадки на Северный и Южный полюса, на вершину Эльбруса. Указом президента Российской Федерации от 14 января 2002 года полковнику Гаврилову Н.Ф. "За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания", присвоено звание Героя Российской Федерации.
ОРИГИНАЛ
Категория: Публицистика | Просмотров: 48 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]