Приложение 3.
Заявление советского военного командования в Афганистане
о выводе советских войск
20
На наш взгляд, заявление такого рода, а оно затрагивает исторические события, не должно выглядеть формально статистически. Вывод советских войск из Афганистана можно правильно понять и оценить лишь в том случае, когда мы сделаем экскурс в прошлое и хотя бы в общих чертах коснемся отношений между Афганистаном и Советским Союзом, факта ввода и пребывания наших войск в РА и оценки результатов этого пребывания.
Советско-афганские отношения с самого начала их установления характеризовались как дружественные и добрососедские. У истоков этих отношений стояли В. И. Ленин и Аманулла-Хан. Советская Россия в 1919 году, как известно, первой из стран признала независимость Афганистана и установила с ним дипломатические отношения.
Договор между РСФСР и Афганистаном от 28 февраля 1921 года, а также Пагманский пакт о нейтралитете и взаимном ненападении между СССР и Афганистаном 1926 года заложили прочный фундамент дружбы и сотрудничества, поскольку основывались на принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Эти основополагающие документы явились надежной гарантией укрепления национальной независимости Афганистана, а также развития дружественных отношений и расширения экономических связей между обеими странами. Советские государство на протяжении семи десятилетий неизменно оказывало соседней дружественной стране помощь и поддержку в самых различных формах. Эта помощь всегда была искренней и никогда не ущемляла независимость и суверенитет Афганистана.
В 1978 году в Афганистане произошла национально-демократическая революция. Центральное место в деятельности революционно-демократических властей республики заняло решение основных проблем политического, экономического, социального и культурного развития страны в интересах всех народностей и трудящихся. Наметились определенные успехи.
Афганские революционеры руководствовались искренними и чистыми побуждениями - помочь своему народу, провести прогрессивные преобразования страны. Но взяли они максимально высокий курс, выдвинув такую программу преобразований, для которой не было ни социальной, ни экономической базы. Не было поддержки народных масс, полностью преклонявшихся мусульманской религии и родоплеменным устоям и традициям. Этим воспользовалась оппозиция, которой удалось под флагом ислама настроить значительную часть населения против народной власти и развернуть с ней вооруженную борьбу. Оппозиция преследовала собственные корыстные цели, а страдал афганский народ.
Несколько слов об истории вопроса о вводе советских войск на территорию РА. Афганское правительство (сначала Тараки, затем Амин) неоднократно обращалось к СССР с просьбой об оказании интернациональной помощи с целью защиты от внешней агрессии. Советское правительство длительное время воздерживалось от такого шага, убеждая афганских друзей в том, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы. Вместе с тем к концу 1979 года обстановка накалилась и СССР вынужден был положительно рассмотреть просьбу афганского руководства. Было решено ввести войска с главной задачей стабилизировать ситуацию в стране, оказать помощь афганским Вооруженным силам и оградить Афганистан от агрессивных действий бандформирований с территории Пакистана и Ирана. Тем самым создать условия для охраны и наших южных границ.
Наши воины пришли с миссией мира, однако были втянуты в боевые действия. Это абсолютно не входило в наши планы и не отвечало нашим устремлениям в этой стране. Поэтому со временем главный акцент все больше стал смещаться на политическое урегулирование конфликта. Начало перестройки в Советском Союзе и выдвижение М. С. Горбачевым новых идей и подходов к решению вопросов международной политики, нового мышления в разрешении конфликтов имело решающее значение в урегулировании афганской проблемы.
Избранный Генсекретарем ЦК НДПА Наджибуллой и объявленный в начале 1987 года курс на проведение политики национального примирения предусматривал прекращение боевых действий, разрешение разногласий путем переговоров и компромиссов. На первых порах эта политика имела определенные успехи. На сотрудничество с народной властью пошли главари сотен бандформирований, что положительно сказалось на стабилизации обстановки во многих районах (Герат, Кандагар, Кундуз и др.). Началось возвращение беженцев на Родину. Одновременно укреплялись афганские Вооруж. силы, которые цементировали и обеспечивали нац. примирение.
Однако контрреволюция, почувствовав в этой политике смертельную опасность для себя, предприняла меры по ее блокированию и срыву, активизировала свою деятельность внутри республики.
21
Стала чинить препятствия для возвращения в Афганистан беженцев. Усилила диверсионную и террористическую деятельность.
Советские воины активно участвовали в проведении в жизнь политики национального примирения. Были полностью прекращены боевые действия против бандформирований оппозиции. Осуществлялись только охранные функции. Основные усилия наших войск были перенесены на оказание помощи в строительстве дорог, школ, больниц, арыков, скважин, предприятий (асфальто-бетонный завод в Кандагаре), линий электропередач, доставке и распределении советской безвозмездной помощи Афганистану. Отношение афганского народа к советскому солдату всегда было самое благожелательное. Это чувство за последнее время появилось даже со стороны многих отрядов оппозиции. Все это потому, что убедились - советские несут Добро.
О Женеве. Большая роль в подготовке и подписании Женевских соглашений принадлежит ООН. Этим актом продемонстрированы огромные возможности ООН в урегулировании региональных и других конфликтов. Успех Женевы также был предопределен провозглашенным Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым курсом нашей страны на решение острых международных проблем исключительно политическими средствами. Женевские соглашения, гарантом которых выступали СССР и США, при их полной реализации перекрывали бы весь спектр возможных действий и акций по вмешательству в дела Афганистана, создавали предпосылки для того, чтобы афганский народ мог сам определить свою судьбу, покончить с войной.
Советский Союз и Афганистан, следуя букве и духу Женевы, полностью выполнили взятые на себя обязательства. Советские войска к 15 февраля с. г. (то есть уже сегодня 14.02.1989 г.) полностью покинули Афганистан. К сожалению, о другой стороне, а именно Пакистане и США, этого сказать нельзя. Вся международная общественность рассчитывала, что Женевским соглашениям будут сопутствовать добропорядочность и благоразумие сторон, подписавших и гарантировавших их выполнение. Расчет был, что действия сторон будут зеркальными, то есть при выводе советских гарнизонов из определенных районов будут соответственно ликвидироваться на территории Пакистана базы, штабы и учебные центры подготовки бандформирований оппозиции. Такие действия могли бы проводиться и не синхронно, а с некоторым уступом для оппозиции. Однако этого не только не последовало, а наоборот, в течение лета-осени 1988 года официальные лица Пакистана и США организовали дополнительную помощь оппозиции, публично заявив о том, что они и впредь будут продолжать прежнюю линию. По существу, Женевские соглашения ими были растоптаны. Этим самым они нанесли ущерб авторитету Организации Объединенных Наций, под эгидой которой были заключены Женевские соглашения и специальные органы которой осуществляли контроль за их выполнением. Своими действиями Пакистан и США поставили под сомнение способность ООН выступать посредником в разрешении региональных конфликтов. Но Советский Союз, мировое содружество наций позаботятся о чести и достоинстве ООН.
В выступлении Генсекретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума ВС СССР М. С. Горбачева на 43-й сессии ГенАссамблеи ООН были выдвинуты новые инициативы для придания афганскому урегулированию нового импульса. К сожалению, эти предложения не были реализованы, хотя они полностью отражали интересы афганского народа. Опять-таки по вине Пакистана и США.
В настоящее время правительственные органы РА располагают достаточными силами для того, чтобы поддерживать стабильность обстановки в Афганистане, а если будут иметь место агрессивные проявления со стороны оппозиции - нанести ей поражение. Все будет зависеть от того, как эти возможности будут реализовываться.
О выводе войск. Советский Союз и ранее по мере возможности и сообразуясь с характером обстановки проводил мероприятия по выводу (октябрь 1986 г. - шесть полков, или 8 тыс. человек).
Сейчас советские воины, полностью выполнив свой интернациональный долг, возвратились к себе на Родину. Они вышли организованно, с честью и достоинством, не бросая, а передавая запасы, имущество и свои позиции афганским войскам. Вывод осуществлен в целом в хорошей, доброжелательной обстановке, практически без потерь как на первом, так и на завершающем этапе. Оппозиция за некоторым исключением не препятствовала в основном выводу советских войск, а также занятию режимных зон, застав и постов безопасности ВС РА. И только в результате недальновидности отдельных главарей некоторых отрядов оппозиции против них пришлось применить оружие. В частности, это имело место на Южном Саланге - применена сила против отрядов Ахмад Шаха Масуда. Афганское правительство и советское военное командование длительное время вели с ним переговоры в расчете на то, что он пойдет на сотрудничество с государственной властью, подпишет с правительством протокол и
22
возьмет под охрану своими силами участок жизненно важной магистрали. Однако на все предложения он ответил отказом. Более того, стал угрожать, что не допустит на Южный Саланг правительственные войска. Но в связи с тем, что дорога является государственной собственностью и должна контролироваться правительством, Ахмад Шах был предупрежден, что если при выставлении постов афганскими Вооруженными силами его отряды откроют огонь, то получат достойный отпор. Предупреждение было им проигнорировано. В результате ответных действий афганских войск при нашей поддержке отрядам А. Шаха было нанесено тяжелое поражение в районе Южного Саланга.
Мы уходим, но дружба с афганским народом остается. Несомненно, будет оказываться экономическая и другие виды помощи. Будем помогать и в залечивании ран войны. Готовы сотрудничать в этом деле с ООН. Афганистан для нас был и остается добрым соседом, независимым, нейтральным, суверенным государством.
Важно отметить, что некоторые лица пытаются провести аналогию пребывания советских войск в Афганистане с действиями американцев во Вьетнаме. Проводить такую параллель не только неправомерно, но и абсурдно. Здесь никакого сравнения быть не может, так как эти две миссии полярно противоположны как по целям и задачам, так по содержанию и итогам. Начиная с того, что во Вьетнам никто американцев не приглашал, в то время как советские войска были введены в Афганистан после неоднократных просьб законного афганского правительства. Применялись совершенно различные формы и методы действий. Мы пришли не с целью оккупации и раскола страны, как это получилось в итоге действий американцев, не с целью захвата чужой территории, а для оказания интернациональной помощи в защите суверенитета и территориальной целостности Афганистана. При этом мы не преследовали никаких корыстных целей и не выдвигали никаких условий. Вывод советских войск, именно вывод, а не бегство, как это было у американцев во Вьетнаме, осуществлен планомерно, в строгом соответствии с Женевскими соглашениями по Афганистану, по воле афганского и советского народов, при поддержке мирового сообщества. Еще раз продемонстрирована верность Советского Союза принципам нового политического мышления, его политических заявлений и установок. В ходе вывода мы передали афганскому народу объекты и имущество в общей сложности более чем на 830 млн. рублей.
Вместе с тем мы сделали все от нас зависящее, чтобы уход последнего советского солдата из Афганистана не стал началом гражданской войны в этой стране. И в последующем будем предпринимать все необходимые меры для содействия политическому урегулированию, с тем чтобы принести мир и спокойствие афганскому народу.
Советский Союз проводит принципиальную линию на разблокирование региональных конфликтных ситуаций. На наш взгляд, опыт афганского урегулирования должен быть положен в основу разрешения аналогичных проблем в других регионах. Вместе с тем надо иметь в виду, что для достижения успеха в этом сложном деле необходимо прилагать настойчивые усилия, чтобы соглашения выполнялись всеми сторонами, а не односторонне, как это имело место в Афганистане. Очень справедливо в этом плане напоминание М. С. Горбачева в выступлении на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН древнеримской максимы: «Договоры должны выполняться». Нельзя допускать, чтобы агрессор действовал с позиции силы, прикрываясь авторитетом международного сообщества, а на деле попросту попирая его мнение. Уроки Афганистана надо учесть в Анголе, Кампучии и других странах. На этом пути мы желаем ООН новых успехов, а Советский Союз будет делать все от него зависящее в этом направлении.