"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2016 » Сентябрь » 6 » Афганистан сегодня
05:31
Афганистан сегодня

Автор:Н. Мендкович,
Эксперт Центра изучения современного Афганистана
 Афганистан Сегодня
(Между прошлым и будущим)

Афганистан в 21 веке

После террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, организаторами, которых администрация США назвала «Аль-Каиду» и Осаму бен Ладена, американская администрация нанесла военный удар по Афганистану. И открылась новая кровавая и трагичная страница афганского народа.  
В 2001 году к власти был приведен Хамид Карзай, пуштунский политический деятель.
В марте 2004 года командование американским контингентом приняло решение провести крупную военную операцию в пограничных с Пакистаном районах. Одновременно Пакистан проводил собственную операцию на границе с Афганистаном. Тем не менее, они не дали ощутимых результатов.
По-прежнему самыми сложными проблемами сегодняшнего Афганистана остаются политическая и экономическая нестабильность, возросшее в последние годы производство и торговля наркотиками, продолжающееся политическое насилие. Не менее трудной остается задача воссоединения страны, учитывая множество этнических и религиозных противоречий, обострившихся за годы войны.
Продолжается борьба за передел сфер влияния на севере и западе страны и главной проблемой Афганистана по сей день остаётся отсутствие безопасности в стране.
За время после вторжения американцев, преступный промысел наркосырья превратился в основной вид «сельского хозяйства» и кормит теперь большую часть афганцев. Талибы умели хоть как-то бороться с этим злом, а вот при «цивилизованных американцах» добыча наркотиков возросла… в 24 раза!

Афганистан стал главным производителем и экспортёром зелья по всему миру

Военные действия нанесли огромный ущерб земледелию Афганистана. В целом валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 27%. Ведущей товарной культурой стал опийный мак, и Афганистан превратился в главного мирового поставщика опиума (по оценкам некоторых экспертов, в 2004 его произведено 4,2 тыс. т, что составило 87% его мирового производства). Доходы от наркобизнеса составляют 2,8 млрд. долл. США – около 60% национального дохода. Наркотики из Афганистана нелегально отправляются в Западную Европу и Россию.
Вследствие военных действий состояние дорог ухудшилось до невозможности, а дорожно-ремонтные работы почти не проводились. Зимой и весной некоторые дороги становятся непроезжими. Во многих районах большинство афганцев передвигаются и перевозят грузы в основном на верблюдах и ослах.
Но возникает вопрос как из страны, в которой транспорт развит очень слабо, наркотики, составляющие почти 80% от их мирового производства, доставляются в Европу и другие страны мира. Естественно, если даже подключить к этому всех ослов и верблюдов Афганистана, они не справились бы с такой задачей, но им на помощь приходят современная американская авиация, которая доставляют любые грузы в любую точку мира.   
С экспортом наркотиков всё ясно, но возникает еще один вопрос: почему военный контингент общей численностью более 100 тысяч человек, в том числе: США: 68000, Великобритания: более 9000, Германия: 4300, Франция: более 3000, Канада: 2800, Италия: 2800, не справляется с производством зелья? А к тому же США увеличивает свой воинский контингент в Афганистане на 34 тысячи человек.
Ведь это самая оснащённая и современная военная сила, которая «защищает демократические ценности». Неужели им не под силу уничтожать плантации опиумного мака, которые стали основой сельского хозяйства в регионе? Может, они все дальтоники - не различают красный цвет, и «кровавые» маковые поля остаются не замеченными? Вопросов много, но на всех них есть один американский ответ: мы защищаем национальную безопасность США от «Аль-Каиды», помогаем афганскому народу установить демократию.
Но если говорить честно и объективно, то весь мир знает, что США сделали из Афганистана мировую лабораторию по производству наркотиков и с помощью военной силы поддерживают защиту этого очень выгодного бизнеса, включающего и не менее выгодную торговлю оружием.     
Почти все страны мира страдают от этого, но Россия особенно. Ведь через дырявые границы новых республик Центральной Азии идут мощные потоки наркотраффика – транзит через Россию в Европу. А по дороге часть оседает и в России.

Российско-афганские взаимоотношения

27 мая 1919 года Советская Россия установила дипломатические отношения с Афганистаном, первой из других стран признав его независимость.
Первые шестьдесят лет они были очень хорошими: Советский Союз оказал Афганистану значительную помощь в экономической и культурно-гуманитарной областях. Переломным моментом и подлинной трагедией стало введение советских войск в Афганистан. При этом была явная двойственность: если на высшем политическом уровне отношение к СССР было хорошим, то народ Афганистана называл присутствие советских войск оккупацией. 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории.
После того, как шурави покинули Афганистан, в стране началась гражданская война, что тоже не прибавило симпатий к советской стороне. Затем был период талибов. Теперь Афганистан хочет возобновить дружеские отношения с Россией на взаимовыгодной основе.
СССР оставил Афганистану в наследство 142 промышленных и инфраструктурных объекта, которые обеспечивали 60 процентов ВВП страны. Среди них – тоннель под перевалом Саланг, Джелалабадская ирригационная система, способствовавшая развитию сельского хозяйства в четырёх афганских провинциях, самая мощная ГЭС страны Наглу, аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка-Термез-Кандагар, Политехнический институт, и многое другое. Ныне большинство этих объектов разрушено.

Этнический состав

Афганистан – полиэтничное государство, которое населяют более 20 народностей. Крупнейшими из них являются пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белуджи (0,5%), нуристанцы (0,4%) и пашаи (0,2%). Живут также арабы, курды, кызылбаши, афшары, казахи, киргизы, монголы, нуристанцы и др. (2005).
Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедующие Ислам суннитского направления, насчитывают ок. 13 млн. чел. Они расселены преимущественно к югу от Гиндукуша, в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах, хотя живут также и на севере. Все пуштуны говорят на языке пушту, который состоит из нескольких диалектов и близок к персидскому языку (фарси).
По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов.

Религия.

Государственной религией Афганистана является Ислам. Согласно конституции, приверженцы других верований (сикхи и индусы) обладают равными с мусульманами правами.
Подавляющее большинство населения Афганистана (80%) исповедует Ислам. Наиболее распространён суннизм ханафитского толка, которого придерживаются около 80% всех афганцев. Суннитами являются пуштуны и узбеки, туркмены, белуджи, а также часть чараймаков и таджиков. Одними из последних Ислам приняли нуристанцы, которые еще в конце 19 в. придерживались местных верований.

Роль религии

После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль Ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений.
Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни Афганистана играют учёные-богословы, имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе).
Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.
Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.

Одежда

Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана – длинная (до колен и ниже) рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камиз). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой, и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определённой национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду (эта тенденция усилилась после того, как талибы запретили мужчинам бриться). В городах получила распространение мужская одежда европейского покроя.
Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху свободного покроя из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок, а таджикские, узбекские и туркменские женщины поверх хлопчатобумажных штанов носят широкие цветные платья. Вокруг головы женщины повязывают широкий платок, при выходе на улицу они накидывают темную чадру, или бурку, которая закрывает фигуру с ног до головы. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет.

Семейные обычаи

Хотя афганское общество состоит из множества различных этнических групп, некоторые элементы их образа жизни имеют общие черты. Так, у афганцев (пуштунов) и других народов, особенно у жителей сельских и горных районов, обычны большие патриархальные семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Разводы случаются редко. Нередки случаи многожёнства.

Культура, литература и искусство

С древних времён Афганистан впитывал культуру и традиции различных народов - исламскую, античную, индуистскую и буддийскую.
Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего, в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришёлся на 10–15 вв. В 1010 году закончил свою огромную эпическую поэму «Шахнаме» («Книга царей») Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфия и поэта 13 в., автора эпической поэмы «Maснави-йе Maнави» («Духовные двустишия»). Многие известные учёные и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441— 1501, уроженец Герата).
Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература.

Архитектура

В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.).
В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета («башни победы»), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; «падающий» минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг.
Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар.

Музыка и танец

В Афганистане особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские).
Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по лунному календарю, общегосударственные и светские имеют фиксированную дату. Наиболее важный праздник в Афганистане – религиозные праздники –Ид аль-фитр (окончание поста, праздник разговения), Ид аль-адха (жертвоприношение) и другие.
 
Начало 2014 года было ознаменовано резкой дестабилизацией обстановки на афгано-туркменской границе. В феврале группой боевиков Талибана было совершено нападение на пограничную охрану Туркменистана на реке Мургаб в провинции Бадгис, в результате перестрелки погибли трое пограничников. Позже представители движения заявили о своей непричастности к случившемуся, однако пока версия атаки талибов представляется наиболее вероятной. Местные жители сообщали, что эта атака была объявлена боевиками местью за убийство боевика-талиба в пограничной перестрелке и даже называли имена полевых командиров, причастных к атаке, – Абдулла и Ахмад.
Однако вряд ли эта атака могла быть случайным инцидентом: слишком серьезными являются ее последствия. До этого момента отношения Туркменистана с афганской вооруженной оппозицией были продолжением туркменской политики нейтралитета по отношению к региональным конфликтам. Однако за февральскими событиями последовало более глубокое вовлечение Ашхабада в афганский политический процесс.
Судя по всему, Туркменистан пытается создать в приграничной зоне своего рода буфер с опорой на этнических туркмен. В частности, в афганском уезде Каркин (Фарьяб) был создан туркменский вооруженный отряд под командованием некоего Гурбандурды. Формирование включает несколько десятков человек, многие бойцы вооружены автоматами и гранатометами. Заявленной целью отряда является охрана приграничной зоны от атак боевиков. Предпринимались попытки создать аналогичный отряд «этнической самообороны» в селении Марчак (Бадгис), откуда талибы предприняли февральскую вылазку против туркменских пограничников.
В благодарность за создание подобной антиталибской самообороны власти Туркменистана готовы осуществлять гуманитарные проекты в интересах туркменских общин Афганистана. Одновременно с туркменской стороны на охрану афганской границы перебрасываются дополнительные силы, сообщается даже о случаях призыва резервистов для службы в пограничной охране.
Если ухудшение отношений Ашхабада с афганскими талибами – долгосрочный фактор, то эти меры нельзя назвать излишними, так как активность Талибана в приграничных с Туркменистаном районах весьма высока.
Факты существования в приграничной зоне Герата и Фарьяба крупных группировок талибов, которые достаточно прочно контролируют местные населенные пункты, известны давно. Сейчас, без всякого сомнения, в Бадгисе свое влияние укрепляет аналогичная группа талибских вооруженных формирований.
Бадгисская группировка включает не менее 10 отрядов численностью несколько сотен человек. Неформальный лидер, по имеющимся данным, — мулла Эиди Гул из уезда Мукур (Бадгис), местный полевой командир, ранее участвовавший в национальной Программе примирения, но год назад снова перешедший на сторону талибов. Этот лидер талибов контролирует ряд пограничных селений, включая Марчак, ведет террор против афганских пограничных застав, чтобы обеспечить монопольный контроль над зоной, прилегающей к госгранице. По свидетельствам местных жителей, жестко ограничивает передвижение в контролируемых районах, ведет вербовку молодежи в отряды боевиков.
До недавнего момента ни одна из этих групп Талибана не предпринимала интенсивных операций против Туркменистана. Скорее, их террористическая деятельность была сконцентрирована в глубине афганской территории. Однако в последние годы ситуация изменилась, так как туркменской политикой были затронуты экономические интересы Талибана.
Все три группировки — «фарьябская», «бадгисская» и «гератская» — вовлечены в контрабанду опиатов в Туркменистан. Кроме очевидных финансовых выгод эти маршруты обеспечивают лидерам этих группировок достаточно высокий статус в рамках Талибана, так как делают их финансово независимыми от командования на территории Пакистана. Однако в последние годы Туркменистан усилил борьбу с наркоторговлей, что, несомненно, ставит под угрозу доходы афганских полевых командиров.
Политика нарковойны
Туркменистан отличается крайней закрытостью, поэтому идущие в нем политические процессы бывает сложно оценить. Однако нет сомнений, что во второй половине 2000-х гг. в стране началась крупная антинаркотическая кампания.
По свидетельствам местных жителей, в период правления С. А. Ниязова власть и общество часто относились к употреблению наркотиков толерантно, как к «мелкому пороку». Во многих местах наркоторговля носила практически открытый характер, в частности, в ашхабадском районе Хитровка или некоторых рынках южных велаятов (областей). Дипломатические работники вспоминали, что в тот период в национальном МИД работала крупная сеть, занимавшаяся транспортировкой наркотиков под дипломатическим прикрытием, прежде всего, на российский рынок. В период правления Г. Бердымухамедова власти попытались изменить эту ситуацию.
В 2008 году в Туркменистане создается новая Служба охраны безопасности здорового общества – специализированная структура, предназначенная для борьбы с наркоторговлей. Проводятся кадровые чистки в государственных структурах, включая МВД и, по косвенным данным, МИД. Репрессиям подвергается ряд ранее «неприкасаемых» лиц, а коррупционные механизмы защиты перестают работать. В 2009 году со скандалом отправлен в отставку глава МВД Оразгельды Аманмурадов, причем, оглашая решение, президент публично перечислил ряд крупных преступлений, связанных с наркоторговлей, совершенных при попустительстве органов внутренних дел.
Произведенные кадровые перестановки могли частично объясняться логикой политической борьбы в высшем руководстве республики, однако, так или иначе, они позволили провести широкую антинаркотическую кампанию. Были арестованы крупные наркоторговцы республики, в т.ч. подпольная миллионерша Рахатай Раззакова, умершая в тюрьме. Позже была проведена серия арестов других представителей национального бизнеса (Ю. Кузиев, Н. Чарыев и др.), однако неизвестно, были ли они связаны с наркобизнесом или же арестованы в связи с другими преступными деяниями.
Были уничтожены крупные точки розничного наркосбыта, причем операция в 2008 году в Хитровке сопровождалась вооруженными столкновениями, в которых были погибшие со стороны сил правопорядка. В 2010-м проводится кампания по ликвидации незаконных посевов опия, существовавших на территории Туркмении, в которой личное участие принял президент.
Эти меры дали несомненный положительный эффект. Опросы жителей Ашхабада, Лебапского и Марыйского велаятов Туркменистана показывают, что случаи открытой наркоторговли практически прекратились, «уличные» цены на наркотики-опиаты выросли в несколько раз, заметно сократилось наркопотребление. Сообщают, что наравне с сокращением республиканского рынка наркотиков на нем также происходят качественные перемены: основной поток контрабанды начинает поступать кружным путем из Турции и Азербайджана, причем все большую долю в нем начинают составлять не опиаты афганского происхождения, а синтетические наркотики.
Убытки, которые понес в результате этих перемен афганский наркобизнес, оценке не поддаются, однако они, видимо, были весьма значительны и стали одним из факторов, вызвавших обострение обстановки на туркмено-афганской границе.
Текущая ситуация и перспективы
Было бы ошибкой утверждать, что контрабанда наркотиков из Афганистана полностью ликвидирована. Сообщают, что наркотрафик все еще крайне интенсивен в районе Серхетабада. В 2013 году в отдельные дни пограничники пресекали в этих местах по несколько попыток нелегального перехода границы с афганской стороны, причем известны случаи участия в контрабанде в качестве перевозчиков и афганских, и туркменских граждан. Туркменская «альтернативная пресса» пишет, что оптовым закупщиком в районе является некий Юнус, владеющий несколькими домами в Серхетабаде и пользующийся покровительством местных органов правопорядка.
Большой проблемой может стать транспортировка наркотиков по маршруту Имамназар – Атамурат (бывший Керки), так как общий грузопоток на этом направлении может возрасти в связи со строительством железной дороги. При этом ситуация в районе достаточно сложная, так как там проживает община этнических туркмен, эмигрировавших в страну из других республик Центральной Азии, в т.ч. из Таджикистана, часть из которых власти подозревают в связях с ИДТ и «Хизб ут-Тахрир». Наличие в Атамурате некоей подпольной организации вполне вероятно, так как в Сирии недавно был арестован туркменский боевик, назвавшийся тамошним уроженцем.
Вообще, в современном Туркменистане проблемы наркоторговли и экстремизма идут рука об руку. Радикальные организации проникают в республику через миграционные потоки из Киргизии и Таджикистана и пытаются создать собственную инфраструктуру на туркменской территории. В частности, в декабре официально сообщалось о раскрытии в Ашхабадском национальном университете ячейки, предположительно принадлежащей к «Хизб ут-Тахрир», которую возглавлял студент Б. Ягшымуратов, ранее учившийся в Оше. В Лебапском велаяте была раскрыта ячейка «Салафии», возглавляемая неким Х. Сахыповым, привозившим пропагандистские материалы из Душанбе.
Усилилась нетерпимость туркменского МНБ к подобным явлениям. Последнее время власти начали ликвидацию даже ячейки организации, известной как Нурджалар, которая благодаря покровительству некоторых видных представителей турецкого бизнеса имела в Туркменистане чуть ли не официальный статус.
Несомненно, эти меры не остаются без внимания террористических групп Афганистана, чья конфронтация с официальным Ашхабадом будет только усугубляться в ближайшее время. Туркменская сторона стремится обезопасить себя от криминальных и террористических групп, связанных с ИДТ и Талибаном; афганская вооруженная оппозиция – все больше воспринимает Туркменистан как одного из военных противников. Уже сейчас в пропаганде вооруженной оппозиции все чаще прослеживается акцент на том, что Туркменистан является одним из поставщиков горючего для афганской армии и международных сил.
В этих условиях для Туркменистана было бы логично углубить антитеррористическое сотрудничество с Афганистаном, Россией и Таджикистаном, однако официальный Ашхабад опасается, что активизация официальных контактов нарушит «нейтральный» статус республики в международной политике. Впрочем, есть основания полагать, что этот подход со временем будет пересмотрен, так как демонстративная «внеблоковость» перестает отвечать интересам страны в текущей региональной ситуации.
 
 
Категория: Проза | Просмотров: 1199 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]