276-я отдельная трубопроводная бригада
Военное формирование (соединение, бригада) спецвойск в составе Вооружённых сил СССР.
Сокращённое наименование — 276 отпбр. Условное наименование — Полевая почта № 38021.
276 отпбр была создана для выполнения задач по строительству, ремонту и эксплуатации топливных трубопроводов вдоль главной автомобильной дороги связывавшей г. Кабул и г. Термез в целях полноценного функционирования воинских частей 40-й Армии в период Афганской войны.
 
История бригады
Предпосылки для организации трубопроводного снабжения топливом 40-й Армии
Спустя три месяца после ввода советских войск в декабре 1979 года в Афганистан, оппозиция активизировала свою деятельность. Перед перед руководством ВС СССР стал вопрос налаживания инфраструктуры и материально-технической базы по более надёжному обеспечению ГСМ воинских частей 40-й Армии.
Требовалось разворачивание полевых топливных хранилищ с резервом горючего которое обеспечило бы автономность боевой деятельности войск.
Управлением Тыла ВС СССР на территории ДРА были развернуты 30-ть полевых складов горючего общей вместимостью 93 тысяч кубометров. Последовательное наращивание резервуарных емкостей к 1984 году позволило содержать запасы горючего: по автомобильному бензину на 90 суток, по дизельному топливу и авиационному керосину на 60 суток. При этом суточный горючего колебался в диапазоне от 700 до 1500 тонн (автомобильного бензина 200-500 тонн, дизельного топлива 150-200 тонн, авиационного керосина 350-700 тонн).
На первичном этапе после ввода войск, подвоз горючего от перевалочных баз и их отделений осуществлялся автомобильным транспортом ТуркВО и 40-й Армии, суммарная грузоподъёмность которого составляла на направлении Термез-Кабул - 5000 тонн, на направлении Кушка-Шинданд - 2400 тонн. В первую очередь горючим снабжались войска на восполнение расхода и только после этого - на пополнение запасов на армейских складах и их отделениях. Оборачиваемость колонн по времени была значительной: на один рейс затрачивалось от 4 до 10 суток и даже более.
Для обеспечения рейдовых операций воинских частей комплектовались специальные подразделения подвоза с необходимыми запасами горючего (на 1000 километров) на автомобилях повышенной проходимости.
Учитывая сложный горный рельеф на большей части территории Афганистана, в которой изобиловали высокогорные перевалы, сложные серпантинные участки, а также участки сложные для прохода колесной техники, особенно в период снегопада и гололеда, в ряде случаев приходилось осуществлять доставку горючего войскам средствами Военно-транспортной авиации. Также доставка горючего осуществлялась воздушным транспортом частям, действовавшим на изолированных направлениях, в отрыве от основных сил. Для подачи горючего использовались в основном самолеты Ан-12, Ан-22 и вертолеты Ми-6 и Ми-8. В среднем за год ими подавалось около 9 тысяч тонн горючего и 300-350 тонн масел и смазок.
По мере совершенствования системы наземных транспортных коммуникаций объем подачи горючего воздушным транспортом значительно сократился и к 1986 году составил всего 2200 тонн.
Средняя масса разовой заправки всех транспортных средств, летательных аппаратов и боевой техники 40-й Армии горючим составляла по автобензину 2700 тонн, по дизельному топливу 3000 тонн, по авиационному керосину 2200 тонн.
Общий расход горючего и смазочных материалов за время пребывания советских войск в Афганистане составил около 4 миллионов тонн. В сравнении - это составляет около 25 % от того количества ГСМ, которые были израсходованы в Великой Отечественной войне всеми Вооруженными силами СССР.
Масштабы поставок ГСМ воинским частям 40-й Армии, которые на момент ввода войск требовали ежедневного передвижения большого количества автомобильного транспорта через понтонные мосты на реке Амударья, которые были и без того перегружены (Мост Дружбы был построен только в 1985 году), вынудили Управление Тыла ВС СССР оперативно рассмотреть вопрос о переходе на организацию трубопроводного снабжения топливом через Государственную границу СССР.
Первый этап организации трубопроводного снабжения
Первоначальной задачей поставленной Управлением Тыла ВС СССР стала прокладка трубопроводов через реку Амударья вАфганистан в районе г.Термез.
Прокладка трубопроводов предполагалась по двум направлениям. Для снабжения группировки войск 40-й Армии на восточном направлении - Термез-Хайратон. И для снабжения группировки войск на западном направлении - Кушка-Герат.
Для восточного направления был сформирован 95-й отдельный трубопроводный взвод (95-й отпв). Взвод выполнил поставленную задачу и проложил три линии трубопровода от склада горючего в г.Термез до его отделения на территорииАфганистана в речном порту н.п.Хайратон. Работы по наведению перехода трубопровода через Амударью были завершены к концу января 1980 года.
Развертывание системы, включая линии трубопровода, завершилось 13 февраля 1980 года. После чего тыловые подразделения подвоза горючего стали получать его на отделении склада горючего в Хайратоне, не пересекая государственную границу СССР. После этого последовало сооружение топливного трубопровода через реку Кушка на направлении Кушка-Герат. Здесь работала часть личного состава того же 95-го отпв, который выполнял задачу на участке Термез-Хайратон. Позднее для обслуживания этого участка трубопровода был сформирован 2062-й отдельный трубопроводный взвод 2062-й отпв.
Второй этап и формирование 276-й трубопроводной бригады
Прокладка трубопровода через Амударью решали проблему снабжения только частично. На территории Афганистана доставка горючего выполнялась автомобильным транспортом. По маршруту Хайратон-Баграм автомобильные колонны подвоза ГСМсовершали рейсы за 3-4 суток в летнее время и 4-6 суток в зимнее. При этом только для преодоления участка Пули-Хумри-Баграм протяжённостью в 220 километров, где узким местом являлся перевал и тоннель Саланг, требовалось от 1,5 до 2 суток летом и 2-3 суток зимой.
Кроме фактора длительности доставки и высоких материальных затрат на доставку ГСМ автомобильным транспортом, тыловые подразделения автомобильного подвоза несли постоянные потери в технике и в людях из-за обстрелов автомобильных колонн афганскими моджахедами, что вынудило Управление Тыла ВС СССР рассмотреть вопрос об организации трубопроводного снабжения топливом далее вглубь территории Афганистана.
В первую очередь рассматривался вопрос о продвижении полевого магистрального трубопровода (ПМТП) в направлении Кабула.
Для этой цели в ГСВГ, из состава 7-й трубопроводной бригады дислоцированного в г.Фюрстенвальде, был выведен 14-й отдельный трубопроводный батальон (14-й отпб).
20 мая 1980 года 14-й отпб (войсковая часть 38021) по понтонному мосту через Амударью был введён на территориюАфганистана под н.п.Хайратон, откуда и началась прокладка трубопровода для авиационного керосина на первом участке от1565-го склада горючего ТуркВО в Хайратоне до 1386-го склада горючего 40-й Армии южнее г.Пули-Хумри, которая была закончена к августу 1980 года. К 3 декабря 1981 года была развернута параллельно вторая линия трубопровода для подачи по ней дизельного топлива и автобензина на армейский склад в Пули-Хумри.
В соответствии с Директивой Генерального Штаба №314/8/0547 от 30 июля 1982 года - 28 августа 1982 года на базе 14-го отпб была сформирована 276-я отдельная трубопроводная бригада (276-я отпбр) с дислокацией управления вКилагайской долине близ г.Пули-Хумри.
Организационно бригада состояла из 3-х отдельных трубопроводных батальонов (отпб) с общей численностью личного состава в 898-ь человек.
К августу 1982 года силами 276-й отпбр была проложена первая линия трубопровода на участке Пули-Хумри-Баграм.
В мае 1982 года 276-я отпбр проложила вторую линию трубопровода Пули-Хумри-Баграм.
В 1986 году в штате 276-й отпбр дополнительно сформированы 3-и эксплуатационные роты (по одной в каждый отпб), в результате чего численность личного состава достигла 1038-ь человек. 1 января 1987 года в состав бригады был передан и 95-й отдельный трубопроводный взвод.
Общая протяжённость топливных трубопроводов на восточном направлении возведённых 95-м оптв, 14-м оптб и 276-м оптбр кмаю 1984 года составила 921 километр.
Третий этап
На третьем этапе трубопроводного снабжения топливом воинских частей 40-й Армии, Управление Тыла ВС СССР занялось вопросом продвижения трубопровода в западном направлении Кушка-Герат.
Осенью 1984 года в г.Смела Черкасской области Украинской ССР Киевского военном округа, был сформирован 1461-й отдельный трубопроводный батальон (1461-й оптб) численностью 360 человек.
К 30 ноября 1984 года 1461-й оптб двумя железнодорожными эшелонами прибыл на станцию Кушка и сосредоточился в районе начального пункта трубопровода у н.п.Турагунди провинции Джаузджан. 1461-й оптб не вошёл в состав 276-й отпбр, но для дополнительного обучения его личного состава, к нему было временно откомандировано 30-ь специалистов из 276-й отпбр - офицеров, прапорщиков и солдат. Они на практике передавали свои навыки личному составу батальона и помогли им быстрее адаптироваться к условиям Афганистана.
К январю 1985 года 1461-й оптб проложил линию трубопроводов от н.п.Турагунди до г.Шинданд, включая ответвления на аэродромы общей протяжённостью в 256-ь километров. С учётом трубопроводов через реку Кушка возведённых в начале 1980 года 95-м отпв - общая протяжённость топливных трубопроводов на западном направлении составила 286-ь километров.
Состав и дислокация 276-й отпбр
Бригада была рассредоточена по трубопроводу идущему вдоль дороги Хайратон-Пули-Хумри-Баграм.
Участки дороги были поделены по зонам ответственности по отдельным трубопроводным батальонам (отпб).Эксплуатационные роты в отпб были разделены в организационно-штатном порядке повзводно на стационарно дислоцированные Гарнизоны Насосных Станций (ГНС). На каждом ГНС устанавливались передвижные насосные установки, которые позволяли поддерживать необходимое для перекачки давление в трубопроводе.
В различные годы в состав каждой роты входило от 5-и до 8-и ГНС. Всего на ПМТП было создано к 1987 году 44-е ГНС в составе 6-и эксплуатационных рот. На каждом ГНС имелся патрульно-аварийный автомобиль с расчётом ПАК (патрульно-аварийная команда) в чью задачу входил экстренный выезд на место повреждения ПМТП и его восстановление. Кроме ГНСв штатах эксплуатационных рот в чьей зоне ответственности где деятельность вооруженных отрядов оппозиции отличалась высокой активностью, на насосные станции были приданы бронетранспортеры для сопровождения патрульно-аварийных команд.
Состав
Состав 276-й отпбр (в/ч 38021) на 1 января 1987 года с пунктами дислокации:
•             Управление бригады. 161 человек по штату. Дислоцировалось в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри провинции Баглан
o             Рота связи
o             Авторемонтный взвод
o             Комендантский взвод
•             95-й отдельный трубопроводный взвод (95-й отпв). Дислоцирован в н.п.Хайратон провинции Балх
•             1-й отдельный трубопроводный батальон (1-й отпб). 313 человек по штату. Штаб в н.п.Хайратон провинции Балх
o             Рота связи
o             Автомобильный взвод
o             Пожарное отделение
o             2-е Эксплуатационные роты (эр)
•             2-й отдельный трубопроводный батальон (2-й отпб). 314 человек по штату. Штаб в г.Пули-Хумри провинции Баглан
•             3-й отдельный трубопроводный батальон (3-й отпб). 242 человек по штату. Штаб в н.п.Доши провинции Баглан
Личный состав: офицеры - 111, прапорщики – 77, сержанты – 203, солдаты – 645. Всего 1036 человек (с заштатным составом).
Зоны ответственности
Зоны ответственности подразделений:
•             1-й отпб - от речного порта в н.п.Хайратон провинции Балх до г.Айбак провинции Саманган
•             2-й отпб - от г.Пули-Хумри провинции Баглан до н.п.Дошах провинции Баглан.
•             3-й отпб - от н.п.Дошах(Dosakh) провинции Баглан до г.Баграм провинции Парван.
Вооружение и техническое оснащение
Вооружение:
•             БТР-60ПБ - 20 ед.,
•             БРДМ-2 – 11 ед.,
•             зенитные установки ЗУ-23 установленные на грузовые автомобили – 5 ед.,
Техника:
•             Передвижная насосная установка для горючего ПНУ-100/200 – 185 ед.,
•             Перекачивающая станция горючего на базе ЗиЛ-130 ПСГ-160 – 39 ед.,
•             Передвижная компрессорная станция ЗИФ-55 – 17 ед.,
•             Грузовые автомобили - 164 ед.,
Всего АТТ и БТТ – 456 единиц.
Боевое охранение 276-й отпбр
Для поддержки действий бригады, боевое охранение обеспечивали линейные подразделения от 4-х мотострелковых полков(мсп) 201-й и 108-й мотострелковых дивизий.
Приказом Командующего 40-й ОА №026 от 1 февраля 1985 года – были распределены зоны ответственности по участкам трубопровода и количество ежедневного выделяемой бронетехники, с последующими изменениями в протяжённости участков:
•             122-й мсп 201-й мсд - 152 км (190 км) – 28 ед. БТР,
•             395-й мсп 201-й мсд - 140 км (125 км) – 24 ед. БТР,
•             177-й мсп 108-й мсд - 122 км (126 км) – 30 ед. БТР,
•             682-й мсп 108-й мсд - 26 км (16 км) – 4 ед. БТР,
Итого выделенной для боевого охранения 276-й отпбр БТТ: 86-ть БТР.
Потери
В Афганистане 276-я отпбр провела 6 лет 5 месяцев 8 дней.
Безвозвратные людские потери за это время составили:
•             Управление бригады - 4 человека.
•             1-й отпб - 19 человек.
•             2-й отпб - 25 человек.
•             3-й отпб - 42 человека.
Итого потерь по 276-я отпбр - 90 человек.
В 14-й отпб до переформирования в 278-ю одкбр погибло - 24 человека.
Итого общие людские потери личного состава 14-й отпб и 278-й одкбр - 114 человек.
Вывод и расформирование бригады
С 12 декабря 1988 года подразделения 276-й отпбр начинают планомерную передачу пунктов дислокации ГНС со штатной техникой под управление сформированного в составе правительственной армии ДРА 240-го трубопроводного полка (240-й тп ВС ДРА).
В период с 19 января по 25 января 1989 года закончилась практическая передача ПМТП 240-й тп ВС ДРА.
С 23 января по 25 января часть личного состава 276-й отпбр убывает в СССР воздушным транспортом.
9 февраля 1989 года оставшийся личный состав бригады в количестве 912 человек на 56 единицах техники пересекла государственную границу СССР. По выводу бригада расформировывается.
На этом боевая деятельность 276-й отпбр в Афганистане завершилась.
Награды
Всего через ряды 276-й отдельной трубопроводной бригады за период эксплуатации трубопровода в Афганистане на апрель 1988 года прошли службу 636 офицеров, 470 прапорщиков, 773 сержантов, 3932 солдат. Всего 5811 человек.
За выполнение боевых задач на территории ДРА, военнослужащие 276-й отпбр были награждены следующими орденами и медалями:
•             Орден Красного Знамени - 2 человека,
•             Орден Красной Звезды - 259 человек,
•             Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» - 55 человек,
•             Медаль «За отвагу» - 320 человек,
•             Медаль «За боевые заслуги» - 497 человек,
•             Медаль «За отличие в воинской службе» - 429 человек.
Командиры 276-й отпбр
•             Мемех, В.И. 1982 год - 1983 год.
•             Бойко, Владимир Владимирович. 1983 год - 1985 год.
•             Каграманьян, Борис Рубенович. 1985 год - 1987 год.
•             Коваленко, Сергей Николаевич. 1987 год - 1989 год.
 
•             Процесс создания и развития трубопроводных магистралей на территории Афганистана можно разделить на три этапа:
•             • начальный - прокладка полевых магистральных трубопроводов для перевалки горючегона двух направлениях (Кабульском и Шиндандском) с преодолением пограничных рек Амударья и Кушка;
•             • создание трубопроводно-складской системы на Кабульском направлении;
•             • создание трубопроводно-складской системы на Шиндандском направлении.