"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2017 » Март » 31 » Кандагар. Открытки на память.
06:07
Кандагар. Открытки на память.
Лукинов Владимир Анатольевич
янв 80-авг 81 зкрпч 2 мср
авг 81-июн 82 зкрпч 1 мсб
"Кандагар: как все начиналось... Взгляд лейтенанта"
ГЛАВА 17
Кандагар. Открытки на память.
К середине 1981 года основной головной болью бригады стал Кандагар и его окрестности. В сентябре нас ожидал еще один бригадный рейд на Терникот, но уже как исключение: в Кандагаре мы завязли окончательно.
Странно, но город не вызывал у меня никаких отрицательных эмоций, он и война существовали в каких-то параллельных мирах. Там, где только что взрывалось и горело, через час уже кипела жизнь: катили велосипедисты, носились бачата, кричали торговцы. Кандагар, разумно освобождая место для очередных «разборок» с нами, словно показывал: «Все что здесь творится – не наше дело!» И внезапно опустевшая улица или площадь читалось нами как «приглашение» к бою. «Третий звонок» в театре, сейчас начнется! Зато, когда вокруг тебя бурлит людской водоворот, можно расслабиться и перевести дух.
Почему-то мне запомнился именно такой город: яркий, шумный, загадочный, с каким-то своим магнетизмом. Память спасительно прячет в самых дальних уголках подсознания под толстый слой информационного мусора и детских обид весь негатив связанный с Кандагаром. И перед глазами – кандагарские улицы, площадь с пушками, арка, голубая мечеть, словно открытки с юга: «Кандагар. На память.» Какую открытку выберу я?
И вот, словно сейчас опять вижу – утро, яркое голубое небо, широкий арык на окраине города. Вдоль арыка – наши БТРы оцепления. А мы – на мосту среди любопытной ребятни развлекаем пацанов, пуская в воду осветительные ракеты. И они горят под водой красными, зелеными огнями, бурля белым дымом. Бачата счастливы. Хотя только вчера на этом же мосту у какого-то «тюфяка» - солдата украли автомат. Возможно те же бачата. Просто сдернули с плеча и убежали! И правильно: сопли не жуй, вояка хренов! «Тюфяк» - товарищу: «А-а, стреляй!» А тот ему свой автомат сует: «На, стреляй!» Вот такой анекдот.

2-ая мср на оцеплении.

Пробую «мороженое» по-афгански, так сказать «эконом – класса», о чем сразу жалею. Самый надежный способ подцепить какую-нибудь заразу. Итак: «мороженое» по-афгански. Только для экстремалов.

Берется веселый чумазый паренек с тележкой на велосипедных колесах под холщевым тентом. На тележке – ряды бутылок с радугой разноцветных сиропов-щербетов. Сбоку на телеге – глыба льда и обычная терка. В маленьком ведерке – куча наломанных (подозреваю - с придорожных кустов) веточек-палочек. Платишь пять афгани и чудо кулинарии вершится прямо на глазах! На терке натирается лед, трамбуется в обычный стакан, туда же втыкается палочка. Вся эта конструкция за эту же палочку вынимается из стакана, поливается цветным щербетом и «эскимо» готово! Ходишь, сосешь этот лед, а щербет стекает между льдинками сладкими струйками. Вот и все, ребята, дерзайте!

Потом рота несколько дней живет на территории 2-го афганского армейского корпуса. Вместе с бойцами питаемся в солдатской столовой. Кормят хорошо, но мало. На первое – суп шурпа из баранины, на второе – четыре дольки картошки с кусочком мяса на чайном блюдечке. На третье – арбуз. Встаем голодные. В саду – зеленые лимоны. Рву и делаю с сахаром – давно забытый вкус! Боевых задач нет и мы отсыпаемся. Случайно ловлю по радио нашу Зыкину, в Союзе надоевшую до чертиков, и чуть не плачу от умиления.


 

На улочках Кандагара.

         

         Покупаю хлеб в небольшой лавке. Его тут же при мне готовят. Пекари работают споро. Один замешивает тесто, другой на небольшой кожаной подушке его раскатывает и этой же подушкой ловко отправляет лепешку в тандыр – печку прямо в полу. Через несколько минут, зацепив железным крюком  горячую и румяную протягивают мне. Всего – десять афгани. Вкуснее хлеба не ел. Съел бы десяток.

 

     В Кандагаре исполняется моя заветная мечта: залезть еще на одну таинственную горку. Каждый раз проезжая город, взгляд останавливался на одинокой скале с вырубленными ступенями и загадочной пещерой на вершине. Оказалось, что это -  лестница и грот Шихль- Зина «Сорок шагов». На стенах в небольшом гроте вырезаны в граните арабские письмена.


Лестница и грот Шихль-Зина «Сорок шагов».

Я в гроте Шихль-Зина

 

 

Вот у торговца на улице я покупаю бананы, маленькие, чуть длиннее спичечного коробка, но неожиданно очень сладкие! Наши, в Союзе – просто трава! А тут, в богатом, почти «европейском» для Кандагара магазине, долго торгуюсь с продавцом зажигалок. Решил подарить будущему тестю изящную вещицу в виде средневекового пистолета. БТР с бойцами, как аргумент, у входа. Пару раз порываюсь уходить, возвращаюсь, сбивая цену (спасибо «бородачам» за науку). Расстаемся, довольные друг другом.

 

Фруктовая лавка.

          Я неравнодушен к этому городу. Иногда мне начинает казаться, что город платит мне тем же. Я удивительным образом избегаю засад, подрывов и вообще каких-то серьезных передряг. Конечно, мне это только кажется, но все заварухи почему-то происходят до или после меня.          

            Основные бои в Кандагаре шли на главных маршрутах проникновения банд в город – в южных кварталах и прилегающих деревушках. Это случилось как раз в такой деревушке в апреле 1981 г. В центре деревни – холм-высотка, с нашу девятиэтажку. Посади туда взвод с АГС – вся деревня под контролем! Посылают меня – пробиться и закрепиться. Толик – в отпуске и я опять командир 2 мсв.

 

Кандагар. На «чесе» с активистами.

 

 Глянуть по карте, так пустяшное дело: к высотке, петляя по деревне, идет дорога, расходясь перед самым холмом в разные стороны. Выбираю самую короткую, что выходит к пересохшему руслу: добраться проще и незаметней. И вот мы уже на окраине, в гранатовом саду. Вдруг из придорожных кустов выбегает человек двадцать афганцев, в панике несясь по ровному, как стол, гравийному руслу! Все – без оружия. Или мне так кажется? Нет, без оружия! Башни развернуты, бойцы вопросительно глядят на меня, ждут команды. Я медлю. До беглецов – сто, двести, триста метров… Стрелять нельзя: у них нет оружия! Тогда почему бегут? Четыреста, пятьсот… Все, убежали. Влетаем в деревню. Нас явно не ждали. Из-под колес, вместе с ошалелыми курами, разбегаются духи. Едва не чиркая бортами по глиняным дувалам, несемся по улице. Вот у забора – «Тойота» с притороченным ДШК – лихо размазываем по стенке! Сердце бешено колотится: «Ну давай, давай, удача, вывози!» Уже замаячила заветная высотка. Поворот, другой, третий… Бац! С размаха бьюсь головой о стекло! Водитель резко бьет по тормозам! Яма! Здоровенная, аккурат для нас, словно мерку снимали! Влетели бы по башню и хоронить не надо. «Приехали», мать твою!» Но сказать не успеваю, вновь «бодая» стекло: сзади в корму влетает втора машина, а  в нее – третья! БТР дергается вперед, зависая передком над ямой. 

   
 

Кандагар. На кирпичном заводе. Основное место проникновения банд в город.

 

            И как умело выкопали, гады! Сразу за поворотом. Ни вперед, ни назад! Мы плотно зажаты глиняными стенами. Вылезаю на броню: за высоченными дувалами – лишь верхушки деревьев. В голове калейдоскопом мелькают варианты один другого хуже. Надо попробовать самый простой – попытаться сдать назад. Кричу водителю замыкающей: «Назад сдать можешь?» - «Попробуем!» И машина начинает долбить кормой глиняную стену. Вперед-назад, вперед-назад, но та стоит железобетонно. Эх, разгончик маловат! У нас – считанные минуты. Пока духи уверены, что мы никуда не денемся, но вскоре соберутся, найдут гранатометчика… Но дувал поддается! В стене – здоровенный пролом. БТР сдает назад и разворачивается! В обратном порядке, лупя  из всех стволов, пробкой вылетаем из деревни. По нам только винтовочные выстрелы. Успели! Я - опять  в том же саду и понимаю: нас спасла только внезапность. Открыли бы огонь по беглецам, исход был бы другой. А может, город помог?

 

 

 

Категория: Проза | Просмотров: 471 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]