"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2015 » Июнь » 2 » Особая миссия.
05:25
Особая миссия.
В.Г.Руденко
Особая миссия. Сотрудники КГБ СССР вспоминают об Афганской войне 1979-1989гг.
Время и место службы: февраль 1982г. - февраль 1984г., Джелалабад.
  

   Провинция Нангархар была уникальной во всех отношениях. Граница с Пакистаном, не имеющая практически никакой охраны! Автомобильная дорога Джелалабад-Пешавар с достаточно плотным потоком машин в обе стороны. Десятки, а то и сотни троп через труднопроходимые горы, по которым шли караваны с оружием и боеприпасами для "духов" из Пакистана. К 1982 году там было уже развернуто несколько десятков лагерей по подготовке боевиков и вооруженных формирований. Оружие, живая сила направлялись в Афганистан через нашу провинцию, часть их на территории Нангархара и оседала.
   Столица - Джелалабад - даже в годы войны была открытым городом. Пакистанское консульство, в медицинском институте - около 200 пакистанских студентов. Чуть ли не в открытую работала пакистанская резидентура. В Пешавар афганцы свободно ездили на такси и, естественно, пакистанцы могли приезжать к нам и не всегда с добрыми намерениями.
Об авторе :Биографическая справка
   Кудасов Павел Федорович, полковник ФСБ РФ в отставке. Род. 10 июля 1949г. Закончил исторический факультет Воронежского государственного университета (1971г.). После окончания ВГУ проходил службу в Вооруженных Силах СССР на офицерской должности на советско-афганской границе (г.Кушка, 1971-1973гг.). С 1974г. по 2010г. - на различных должностях в органах госбезопасности. В ДРА - с февраля 1982г. по февраль 1984г. (г.Джелалабад). Старший советник органов госбезопасности. Владеет фарси.
 Награжден медалью "За боевые заслуги", медалью ДРА "За отвагу" (1984г.) и др.
  
Первый день на чужой земле
   В Демократическую Республику Афганистан я прилетел 8 февраля 1982 года в составе группы выпускников специального учебного заведения, в котором нас в течение года готовили к работе в качестве советников - со знанием языков пушту или персидского - афганских органов госбезопасности. После приземления в Кабуле всю группу, 29 человек, разместили на одной из оперативных вилл КГБ. Выдали на всех один автомат, два магазина и сказали: "Ребята, вы только ночь продержитесь, а завтра распределим по провинциям".
   Спустя годы вспоминаю первую ночь в Кабуле: поет мулла, лают собаки, кругом горы, холодные звезды над головой. До Советского посольства и Представительства КГБ - не один километр, и ты понимаешь, что в случае опасности подмога не скоро подойдет. По очереди с одним автоматом несем дежурство, "всматриваемся вдаль", вслушиваемся в темноту. Вдруг в два часа ночи - резкий стук в ворота. Сон как рукой сняло: что случилось? И только услышав знакомые образные выражения на русском языке, поняли, что это свои.
   Оказалось, что два воронежских парня из "Каскада", Миша Вьюнов и Олег Рытенков, узнав о моем прибытии, решили нанести визит. Их не остановило даже то, что на улице - комендантский час, что на каждом углу - афганские патрули, которые, крикнув: "Дрешь!", сразу стреляют по тебе.
   "Дрешь!" - по-русски "Стой!", но только афганцы не производят предупредительных выстрелов в воздух, как учат часовых у нас, а сразу открывают огонь на поражение. Когда слышишь "Дрешь!", то лучше сразу падать на землю.
   Можно представить мои чувства в тот день: прилететь в чужую страну и сразу встретить друзей-земляков! Вот это удача! Понятными были и чувства ребят, пожелавших увидеться с человеком, только что прибывшим с "большой" земли.
   Я рассказал им воронежские новости, расспрашивал об обстановке в стране. Так узнал, что месяц назад, в январе 1982 года, в районе Пули-Хумри попал в засаду и был тяжело ранен "каскадовец" из Воронежского управления КГБ Анатолий Лапунин (офицера спас сержант срочной службы, вынесший его, тяжелораненого, с поля боя). За разговорами не заметили, как пролетело время, забрезжил рассвет.
  
   Туда, где "теплее"
   Утром прибыли в Представительство КГБ СССР в Афганистане за назначениями. Распределяли нас преимущественно по языковому принципу: знаешь пушту - едешь в провинцию, где данный язык более распространен; говоришь на дари (дари, фарси - разновидности персидского языка) - едешь в другую провинцию. Кто-то из ребят остался в Кабуле, кого-то направили в Кандагар. Я получил назначение в провинцию Нангархар. Северо-западная провинция, оперативная зона "Восток", столица - город Джелалабад.
   Мне сказали: "Тебе, парень, повезло, там зимы нет, круглый год - лето. В январе, феврале - плюс 20. Лимоны, апельсины, грейпфруты, цветы. Рай!.. Недаром король держал там зимнюю резиденцию. Когда в Кабуле температура опускалась до минус 30, он быстро улетал на самолете в Джелалабад. Сорок минут и - в субтропиках".
   Единственное, о чем умолчали в Представительстве: когда в других местах снег засыпает горные перевалы, приостанавливается доставка "духам" оружия из Пакистана, и они отдыхают, в Джелалабаде круглый год цветут розы и круглый год идут боевые действия.
  
   Дополнительная информация
   Провинция Нангархар -- провинция на востоке 
Афганистана у пакистанской границы.
   Административный центр - г.Джелалабад.
   Площадь - 7727 кв.м.
   Население - 1538400 чел. (2004г.)
   ru.wikipedia.org
  
   Самолетом добрались до места дислокации, в город Джелалабад. Сразу убедился, что меня не обманули: теплее, чем в Кабуле. В провинциальном центре, где располагались отдельные подразделения СГИ - службы государственной информации (или ХАД) нам, советникам, не рекомендовали оставаться. Вырежут в первую же ночь! Советникам охрана не положена, сами себя должны охранять.
   И мы - около десятка сотрудников разных служб - разместились в 17-ти км от Джелалабада в городке мелиораторов, по соседству с кишлаком Самархель. Городок состоял из нескольких одноэтажных домиков. В 60-е годы в них жили советские специалисты, строившие систему ирригационных сооружений в долине. Затем уже другие специалисты - из Грузии - высаживали плантации оливок, апельсинов, мандаринов, которые поставлялись на экспорт не только в СССР, но и во многие страны мира. Кишлак Самархель, в котором обитали так называемые "мирные жители", практически вплотную примыкал к городку, расстояние - не больше 300 метров.
   Первым делом занялись укреплением позиций. Среди нас были пограничники, которые хорошо в таких вопросах разбирались. С помощью подручных средств создали систему укреплений - сигнальные мины, колючая проволока. Через некоторое время "одолжили" в 66-й отдельной мотострелковой бригаде подбитый советский БТР, отрыли для него капонир. Пулемет направили в сторону вероятного противника. Вид у бронетранспортера был угрожающий! Нам казалось, что он будет пугать душманов. На самом деле БТР стал "мишенью номер один" во время обстрелов, первый из которых случился спустя два дня после приезда.
 
Продолжение 
Категория: Публицистика | Просмотров: 1247 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]