"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2016 » Апрель » 9 » Предательство Афганистана.
04:46
Предательство Афганистана.
Шершнев Петр Васильевич
Аннотация:
Дневник Петра Васильевича Шершнева, который работал партийным советником в провинции Пактия Демократической Республики Афганистан с февраля 1984 года по август 1985 года.
                                                            
Предательство Афганистана
(дневник партийного советника)
   Мне довелось работать партийным советником в провинции Пактия Демократической Республики Афганистан с февраля 1984 года по август 1985 года.

   Хотя прошло много лет, радикально изменился весь мир, но еще и еще раз хочется разобраться в событиях 80-х годов ХХ века, дать оценку происходившего с "колокольни" рядового партийного работника, показать опасность попыток перестроить мир на свой вкус, не учитывая мнения и интересов этого самого мира.
   Категорическая оценка, вынесенная в заголовок, появилась, конечно, не сразу, но формироваться начала с первых дней подготовки к командировке в Афганистан.
   В декабре 1983 года мне секретарю одного из латвийских горкомов партии- предложили поработать советником ЦК КПСС при Народно-демократической партии Афганистана. В голове в считанные секунды промелькнуло несколько мыслей: там идет война, там не только другая страна, но другая цивилизация, которой ты не знаешь, но огромное желание быть там, где творится история. Не задавая вопросов, я сразу ответил согласием. Предложение этой работы считал и считаю большим доверием для меня и старался работать так, чтобы оправдать это доверие.
   Уже в середине января 1984 года я был в Москве и в составе очередной советнической группы ЦК КПСС (14 человек) в течение двух недель слушал лекции о стране, в которой нам предстояло работать. И с первых дней возникло чувство недоумения - о неиз-вестном, воюющем мире нам рассказывали люди, работавшие в Афганистане в ...королевские времена.
   Главный аргумент, объясняющий ввод советских войск в Афга-нистан - возможное размещение американских баллистических ракет на плоскогорьях этой страны, что позволило бы американцам "про- стреливать" значительную часть территории СССР. Но в этот аргу-мент верилось с трудом, ведь это означало бы войну США с Афганистаном, а "вьетнамский синдром" в Америке был силен и американцам не нужна была очередная непонятная война. Значит, нас этим аргументом спровоцировали на ввод войск.
   "Курс обучения" завершился инструктажем в кабинете замести-теля заведующего международным отделом ЦК КПСС Р.А. Ульяновс-кого. Суть разговора - ведь удалось Монголии перейти от феода-лизма к социализму, минуя стадию капитализма. Также будет и в Афганистане. И ни слова о том какова там истинная военно-полити-ческая обстановка, в чем состоят наши конкретные задачи, формах работы, порядке сотрудничества с другими советническими группами. Мол действуйте в меру своего понимания и в меру своего чувства ответственности.
   Дополнительной конкретной информации об Афганистане не удалось найти и в библиотеке иностранной литературы - интерес к Афганистану в обществе был повышенный и вся литература была разобрана. Нигде не удалось найти хотя бы краткого русско-афганского разговорника.
   Хотя, как стало выясняться уже в процессе работы в ДРА, встреч с советниками других ведомств, бесед с афганцами, после Апрельс-кой революции 1978 года (вернее военного переворота, который так и не перерос в революцию) в стране произошло столько событий, боев, пролито крови, что хватило бы на несколько революций. В результате небогатая экономика страны была разрушена, люди дезориентирова-ны, ни во что не верили. Плюс многовековая "специфика" Афгани-стана - страна находилась не просто на стадии феодализма, но имела родоплеменные, патриархальные традиции, религиозный фанатизм (ликбез по этим проблемам пришлось проходить уже в процессе работы). Плюс 90% неграмотность населения, при этом школы посещали менее 10% детей. Особенно сильно меня поразила роль ислама в жизни общества. Если в христианстве религия для верующего человека это образ поведения, т.е. соблюдение в жизни определенных правил, то для мусульманина религия не только образ поведения, но и образ мышления, т.е. люди даже мыслят, воспринимают окружающий мир через призму понятий изложенных в Коране.
   Хорошо, что уже в Кабуле (куда мы прилетели 1 февраля 1984 года) наш руководитель В.Г. Ломоносов, его заместитель Б.А. Раков немного просветили нас о том, куда мы прибыли. В частности, порекомендовали не употреблять не понятных афганцам слов, напри-мер, социализм и коммунизм.
   Кстати то, что все здесь иначе почувствовалось уже при посадке в Кабульском аэропорту - самолет сделал над городом несколько кругов, как бы спускаясь вниз по винтовой лестнице, т.к. город окружают горы.
   Инструктаж, оформление документов в Кабуле продлились 4 дня. Паспорт остался в консульстве, а взамен получил карточку с печатным словом "пропуск", от руки было написано - "всюду", фамилия, имя, отчество и приколота фотография, поставлены две печати консульства ( на фотографии и на фамилии). Эта магическая карточка действительно часто помогала, открывала многие двери, но со временем пришлось оформить афганский пропуск для входа в зда-ние ЦК НДПА и пропуск для въезда на территорию советской бригады, дислоцированной в нашей провинции.
   Во время инструктажа в Кабуле, в частности, была встреча с секретарем ЦК НДПА Зерай. Разговаривал он очень образно, сравни-вал партию со зданием - когда закладывали фундамент, то было много ошибок. Сейчас все в порядке, наводим архитектурный лоск: красим, лепим украшения. Но его оптимизм у меня вызвал пессими-стические и даже тревожные мысли - если у здания ненадежный фун-дамент, то оно долго не простоит, как бы красочно его не украсили.
   5 февраля мы с моим предшественником и переводчиком сде-лали первую попытку вылететь из Кабула к месту работы. Расписания рейсов и продажи билетов конечно не было. С утра приезжали в аэро-порт и начинали курсировать от советского пункта управления полета-ми к афганскому и выяснять есть ли борт в твою провинцию и возьмут ли нас. Даже если руководитель полетов давал добро, но все равно последнее слово было за командиром экипажа, который оценивал возможность принятия дополнительных пассажиров и груза. 5 февраля была нелетная погода и, просидев целый день на летном поле, мы вернулись в гостиницу. 6 февраля обстановка была та же. 7 февраля вертолеты перевозили боеприпасы и пассажиров не брали. И только 8 февраля, т.е. с четвертой попытки, мы загрузились в дорогой и любимый МИ-8 и менее чем через час благополучно приземлились в Гардезе, центре провинции Пактия.
   Первый полет на вертолете на высоте, с которой можно было достаточно детально рассмотреть землю. Поражали аккуратные цепочки "воронок". Так сверху выглядят кяризы. "Воронки" это своеобразные колодцы, вырытые на определенную глубину и соединенные между собой подземными галереями для сбора грунтовых вод, используемых при выходе на поверхность для полива. У меня этот вид вызвал чувство большого уважения к народу, способному на такой титанический труд.
   Провинция Пактия расположена на юго-востоке страны, на границе с Пакистаном, население в основном пуштуны, говоря современным языком - титульная нация. Считаю, что с местом рабо-ты мне очень повело, т.к. в Гардезе были дислоцированы советская 56 ОДШБр, управление, ряд корпусных частей и 12 ПД (дивизия) 3-го армейского корпуса (3 АК) ДРА, при них большая группа советских военных советников, а дела передавал коллега из Риги Альфред Дмитриевич Дрозда. Он ввел в курс дел без излишней дипломатии, поделился своими афганскими знаниями и практическим опытом.
   Огромным благом была возможность всем советникам пользова-ться почтовой связью 56-ой ОДШБр. За все время пребывания в Афга-нистане у меня не пропало ни одного письма, ни от меня, ни ко мне. Более того, письма приходили регулярно, срок доставки две недели, а несколько писем дошли за одну неделю (это из провинциального латвийского городка до провинциального афганского). Для сравнения, в независимой Латвии одну-две недели письма стали идти внутри самой республики. Современные поколения не понимают значение почтовой связи, а ведь в те годы не было ни Skipe, ни сотовых телефонов. Домой можно было позвонить только из Кабула, куда мы прилетали раз в два месяца для отчета.
   Большим моим недостатком было незнание языка. Ни тебе кириллицы, ни латиницы. Ты становишься заложником переводчика, его профессионализма и добросовестности. К счастью переводчиком оказался Самвел Багратович Мурадян, который работал и с моим предшественником, хорошо знал местные кадры, с которыми предстояло работать, их взаимоотношения. При этом он оставался исключительно скромным и ответственным человеком. Мы с ним, как в космическом корабле, день и ночь были рядом, вместе прошли через все "приключения". В процессе работы я освоил некоторые азы разговорной речи (здороваться, прощаться, сказать кто я такой, что мне нужен переводчик и т.п.), мог уловить тему разговора, но без пе-реводчика работать не мог.
   Моими главными подсоветными были секретарь провинциаль-ного комитета партии Дастагир Озадхан и губернатор провинции Анвар Хасиль, который формально не был подсоветным, но с кото-рым мы общались также каждый день, а иногда и ночь, ведь война идет круглые сутки. Оба они были людьми умными, грамотными, смелыми. Ни разу между ними не возникало никаких открытых разногласий, что для Афганистана было огромной редкостью.
   На момент моего пребывания провинция была поделена на 9 уездов: Гардез, Саидкарам, Ладжа - Ахматхейль, Джаджи, Чамкани, Потан, Зурмат, Джанихейль - Мангал, Вазе - Джадран; две волости: Шовак и Шамаль - Баргай; 572 кишлака, численность населения около 500 тысяч человек. Провинция горная - основные населенные пункты находятся от 1600 м над уровнем моря в Чамкани до 2500 м в Гардезе.
   Достаточно свободно можно было передвигаться по кишлакам, расположенным вокруг Гардеза, по дороге в Саидкарам и самом уездном центре. Уезды Вазе-Джадран, Джанихейль-Мангал, волости Шовак и Шамаль-Баргай были для нас территорией terra incognito. В остальные уездные центры можно было попасть либо на вертолете, либо с войсковыми колоннами во время операций.
   08-11.02.84г.
   Прилет в Гардез. Знакомство с членами бюро, работниками про-винциального комитета НДПА. Проводы предшественника на Родину. В один из этих дней из Кабула прибыла афганская войсковая колонна с боеприпасами, топливом, продовольствием. Назад машины ушли порожними. Мне, привыкшему в своей работе всегда и везде искать неиспользованные резервы, это показалось не по хозяйски. Напри-мер, в Гардезе скопилось несколько тысяч кубометров деловой древе-сины. У нас на месте она практически не перерабатывалась, а ведь в стране дерево - это большой дефицит, даже дрова продаются на вес, а здесь деловая древесина. Напрашивалась идея загрузки автомашин в обратный рейс в Кабул этой древесиной. Забегая вперед, следует признать, что за время моей командировки эту проблему так и не уда-лось решить. Только мизерную часть этих запасов мы использовали, наладив изготовление мебели для школ провинции.
   12.02.84г.
   Впервые здесь столкнулся с прозой нашей работы. Прибыла комиссия ЦК НДПА во главе с заведующим отделом обороны и юсти-ции Фазольах. В состав комиссии входили работники Генштаба, МВД, ХАДа и их советские советники. Вопрос - освобождение кишлаков. С провинциальной стороны отчитывались секретарь комитета партии и губернатор. Говорили только прибывшие советники, афганцы мол-чали. Особенно резко предъявлял претензии советник МВД Ткаченко: ЦК НДПА запретил устанавливать народную власть силой, а вы толь-ко надеетесь на войсковые операции. Это звучало, конечно, красиво, но все уездные центры, находившиеся под нашим контролем, особен-но приграничные, были в осаде. И кто бы мог назвать то волшебное слово, услышав которое, осаждавшие душманы сложили бы оружие и признали эту власть. Конечно, одними словами ничего решить было нельзя, нужно было осуществить целый комплекс мер и мы пытались это делать, а что получилось, будет видно дальше.
   13.02.84г.
   Беседа с заведующим отделом пропаганды комитета партии Анваром. Говорит энергично, планов громадье: политучеба, ликвидация неграмотности, выходы агитационных бригад в кишлаки, радио, газета, листовки. Посмотрим, что будет на практике.
   Встреча с Хиязом, директором ПРУЖА - это главное промышлен-ное предприятие провинции. Построено буквально за несколько лет до революции. Предприятие имело многоотраслевой характер - вело работы по развитию земледелия, животноводства, садоводства, лесо- водства, имело промышленное производство (металлообработка, деревообработка, железобетонные изделия), водозаборную и водона-порную станции, обеспечивая водой потребителей, подключенных к центральному водопроводу. На момент разговора 80% производствен-ных, административных и жилых помещений предприятия были заняты военными и другими организациями и учреждениями. Функцио- нировало только промышленное производство на треть мощности. Директор предприятия сам просил о встрече и, чувствовалось, что далеко не первый раз ставил вопрос хотя бы о частичном возврате этих помещений, чтобы восстановить производство. В жилых помеще-ниях этого предприятия, построенных для иностранных специалистов, жили и мы - советники всех ведомств. Это было около трех десятков небольших одноэтажных кирпичных домиков, каждый обнесен двух-метровым кирпичным забором. Например, в моем домике было две комнаты по 6 кв.м. (в одной жил я, во второй - мой переводчик), комната 14 кв.м. (в ней жили комсомольский советник и переводчик, она же была нашей столовой), санузел на 2 кв.м., кухня на 3 кв.м. (в ней помещались примус, керогаз, и кухонная утварь), в коридоре стоял небольшой холодильник, но электричество подавалось только с 18 до 22 часов. Во дворе была небольшая кирпичная кладовая для дров. Комнаты в зимнее время отапливались печками - "буржуйками", которые полностью соответствовали своему буржуйскому имени, у них было ненасытное нутро, вечером перед сном протопишь "буржуйку", в комнате плюс 28, а утром встаешь, а в комнате всего плюс 6. Все домики были обнесены еще общим забором, вдоль которого были установлены сигнальные мины.
   14.02.84г.
   Беседа с заведующим орготделом, членом бюро комитета партии Нурмамадом. Первое впечатление - грамотный, опытный, уверенный в себе работник, но ... гореть на работе не будет. Что в дальнейшем подтвердилось - не только не горел, но нередко вносил дезорганизацию в общую работу.
   В клубе 12 ПД провели траурный митинг в связи с кончиной Ю.В. Андропова. Выступили: я, комдив 12 ПД генерал-майор Асеф Делавар, советник начальника политотдела дивизии полковник Ю.М.Ковалев, рядовой афганской армии.
   15-16.02.84г.
   Вникаю в работу провинциального комитета партии. Заместитель секретаря Аюб провел аппаратное совещание, руководители отделов доложили о работе за минувшую неделю. Аюб поставил задачи на следующую неделю: организовать выход в кишлаки двух агитацион-ных групп, вновь создать одну первичную парторганизацию, усилить воспитательную работу в племенных полках, подобрать 40 партийцев и 60 членов ДОМА (комсомольцев) добровольцами в армию. Провин-ция традиционно была освобождена от обязательного призыва в армию, служить шли добровольно.
   17.02.84г.
   Первое "ЧП" рядом с нашим городом - в советской бригаде на дороге от автопарка к бригадному полигону на мине подорвался БТР с солдатами, ехавшими на учебные стрельбы. Трое солдат погибли, несколько ранено. Я был в шоке, ведь мы полностью контролировали обстановку в городе и окружающих кишлаках, а здесь такая беда. Зна-чит надо больше работать с местным населением, быть более бди-тельными. Моя главная задача - сделать все возможное и невозмож-ное, чтобы меньше стреляли хотя бы в нашем месте жительства.
   18.02.84г.
   В Гардез прилетели министр обороны ДРА генерал армии А.Кадыр, начальник политуправления армии, главный военный совет-ник генерал армии Г.И. Салманов, его заместитель по политической части генерал-лейтенант В.А. Силаков, новый советник командира 3 АК генерал-майор Л.С. Мячин, с которым мы дружно и плодотворно совместно работали многие месяцы.
   Мы с секретарем комитета партии Дастагиром и губернатором провинции Анваром встретили их на аэродроме, представились. Вообще встречающих было много и мы с В.А. Силаковым отошли в сторону и я начал рассказывать об обстановке в провинции. Виктор Алексеевич молча слушал, вытащил из кармана железную банку из-под конфет (да что он будет угощать конфетами), раскрыл ее, там оказались ватные тампоны, пропитанные спиртом. Возьми, протри руки, сказал он, я всегда протираю после афганских рукопожатий. Я немного опешил, конечно, личная гигиена в тех условиях была очень важна, но вольно или невольно демонстрировать на глазах афганцев свое неуважение к ним, наверное, не способствовало взамопонима-нию.
   Сначала прошли отдельные встречи - афганские военные руко-водители встречались с командованием 3 АК армии ДРА, а Г.И. Сал-манов и В.А. Силаков общались с советскими военными советниками, были приглашены советники и других ведомств. Григорий Иванович Салманов представил присутствующим старшего военного советника 3 АК генерал-майора Льва Семеновича Мячина и проинформировал о новой тактике мятежников: создание бандформирований, появление безоткатных горных орудий, новых противовоздушных средств, радио-связи, минирование, подготовка банд к захвату уездов Джаджи, Чамкани, Ладжа-Ахматхейль. В ходе своего выступления генерал неуважительно отзывался об афганских военных, особенно министре обороны А.Кадыре, который в сложной ситуации только повторяет: "...ссто будем делать, ссто будем делать". А ведь генерал А.Кадыр был мужественным, энергичным руководителем, он возглавлял военно-революционный Совет, руководивший захватом власти 27 апреля 1978 г. Совет затем передал всю полноту центральной власти руководителям НДПА, освобожденным из тюрьмы восставшими военными. Кстати чуть позже А.Кадыр сам очень коротко и образно рассказал о событиях тех дней: 25 и 26 апреля тогдашний руководи-тель Афганистана М.Дауд произвел массовые аресты членов НДПА, в т.ч. ее руководителей, речь шла о наших жизнях и мы решили действовать - я поднял авиацию, Ватанджар вывел танки и мы свергли Дауда. Об особой роли А.Кадыра и М.А. Ватанджара свидетельствует и тот факт, что текст обращения к народу о победе Саурской революции в Афганистане зачитали по радио А.Кадыр - на дари, М.А. Ватанджар-на пушту.
 


 
Категория: Проза | Просмотров: 441 | Добавил: NIKITA
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]