"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2016 » Апрель » 27 » "Прощайте мужики!"
03:43
"Прощайте мужики!"

По страницам нашего сайта Архив публикаций
Кутырин Андрей.

 

«Прощайте, мужики!»
 

  Дорогие мои кандагарские братья, дорогие ветераны 70 ОМСБр, все те, кто оставил частичку себя в этой южной провинции Афганистана предлагаю на Ваш суд свое, не знаю, как правильно сказать, наверное, расследование одной трагедии, произошедшей в небе, недалеко от гарнизона Лошкаргах, в январе 1986 года.

 

 Это не попытка ворошить старое, давно пережитое. Да и пережить потерю сына невозможно. И родители до последнего вздоха жизни не могут забыть своих детей. Я неоднократно посещал могилу, погибшего в нашей батарее Голихина Александра, и похороненного в Волоколамске. 

 

 Мама Александра, Голихина т. Зина, мне говорила: «Ты знаешь, Андрей, после гибели Саши прошло уже больше лет, чем ему было. Не было такого дня, чтобы я не думала о нем. Я не могу часто бывать на могиле Саши. Мне надо до кладбища из деревни добираться на двух автобусах. К празднику Победы на могилу Администрация или военкомат возлагает венок, а родителей не приглашают. А как мне добраться, у меня больные ноги? Во мне нет уже больше слез, я их все выплакала. Я прошу Бога, что бы он меня забрал к себе. Вот я и живу мучаясь».

 

Это попытка восстановить справедливость. Пусть даже вот таким способом, опираясь только на факты очевидцев этой трагедии. Многие из нас носят это в себе, не давая выхода этому. Мужики, мы моложе не становимся. В феврале 2014 мы будем отмечать 25-ти летие вывода. Вот уже прошло двадцать пять лет. Как быстро. Так пройдет и тридцать и сорок. Не успеем оглянуться. Предлагаю вашему вниманию еще одну сторону афганской войны.

 

 Зима 1985-1986 в южных провинциях Афганистана выдалась очень дождливой. Дожди лили день и ночь, неделя за неделей. Вокруг были целые моря. Дожди были такой силы, что вытянутая рука видна была только по локоть, за локтем было сплошной поток воды. Мы, да и не только мы, да и все службы, которые выполняли обязанности охранения, были все простужены от холода и сырости. Но в тексте воинской присяги записано: стойко переносить все лишения и тяготы воинской службы. Вот мы и переносили, ни таблеток, ни примочек, ровным счетом ничего, чем можно поправить здоровье, вылечиться от простуды. Когда закончилась пора дождей, и стало теплее, вся простуда прошла сама – собой. Но мой рассказ – расследование пойдет не об этом.

 

 Зима 1985 – 1986 годов. Второй взвод второй минометной батареи, в котором я служил, находился на третьей сторожевой заставе гарнизона Лошкаргах. Минометный взвод был в усилении двух взводов пятой мотострелковой роты. Вот некоторые фамилии бойцов 5-ой роты, которые я помню: Баймухамедов, Фаттахов, Иса Массаев, Гайда. Мы, минометчики, так же как и пехотинцы несли караульную службу, напротив заставы был афганпост.

 

 К середине января дожди стали постепенно прекращаться и стало появляться солнышко. У вертолетной эскадрильи, которая располагалась в гарнизоне Лошкаргах, возобновились полеты. Пары вертолетов летали в Кандагар и с группами спецназовцев на облеты территорий, по которым возможны продвижения караванов с оружием, для обеспечения бандформирований в южных и центральных провинциях Афганистана.

 

Однажды я наблюдал катастрофу вертолета МИ-8. Пара вертушек возвращалась в гарнизон Лошкаргах после утреннего облета. До ВПП гарнизона оставались какие-то сотни метров. И тут хлопок, у ведомой вертушки отрывает хвостовую балку и неуправляемый вертолет винтом, при этом фюзеляж начал раскручиваться в противоположную от вращения несущего винта сторону, устремился к земле. Когда вертолет еще находился достаточно высоко, из вертолета выпрыгнул парашютист. Вертолет упал в зеленку, не дотянув до ВПП считанные сотни метров. Парашютист спускался, и вдруг человек отделился от парашюта и устремился к земле. В небе остался только спускающийся пустой парашют.

 

Я доложил о катастрофе по полевому телефону на коммутатор. Я думаю, что не только я один об этом докладывал. Вскоре колонна 2МСБ прошла недалеко от заставы, объезжая расположение спецназа и водокачку, устремилась через главный выезд, в город Лошкаргах. Какое количество погибло военнослужащих? Кто выпрыгнул из вертушки? В чем была причина катастрофы, мы не знали. Был разговор, что в десантном отсеке у кого-то из бойцов в РД произошел самоподрыв гранаты, и поэтому, произошла катастрофа.

 

 До дембеля мне в то время было ровно год. Правда, мне пришлось лететь на МИ-8 из Лошкаргаха в Кандагар спустя около трех недель, небольшое мандраже присутствовало, но вроде как обошлось.

 

 Я благополучно завершил свою службу и вернулся домой. Прошли года, десятки лет. И вот однажды, роясь в недрах интернета я нашел эту катастрофу, и спустя двадцать семь лет попытаться выяснить, а всё-таки что же произошло тогда в том вертолете, и что послужило причиной гибели машины вместе с экипажем и личным составом. Произошло это зимой 1985-1986, был январь, а вот какого числа это произошло, я не помнил. И вот что я увидел в хронике потерь: можно посмотреть по этой ссылочке .

 

19 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №33 280-го овп (Лашкаргах). Экипаж в составе командира к-на С.Сергина, летчика-штурмана Р.Даудашвили и борттехника В. Кузнецова ведомым в паре осуществлял перевозку бойцов 370-го ооСпН, гася скорость, командир резко отработал ручкой, и, лопастями НВ перерубило ХБ, машина упала в 90 км юго-западнее Кандагара у площадки Лашкаргах. Экипаж и шестеро десантников погибли.'

Радиообмен:

Э1: - 751, как у вас дела?

Э1: - У него хвост, хвост разваливается!

РП: - 751, что произошло?

Э: - Прощайте, мужики!

РП: - семь полсотни один! Покидай вертолет!

РП: - Покидайте! Прыгайте, прыгайте! 751, как поняли меня?

 

 Из хроники я понял, что командир экипажа слишком сильно потянул на себя ручку управления и НВ (Несущим Винтом) перерубил ХБ (Хвостовую Балку) и по этому произошло крушение вертолета. Это одна из версий. В наше время ходила такая версия, что кто-то из спецназовцев в десантном отсеке вертолета баловался гранатой и произошел взрыв, либо взрыв гранаты произошел самопроизвольно, у кого-то в РД. Пуска ракеты с земли мы не видели, и стрельбы из крупнокалиберного или иного зенитного или автоматического оружия тоже не было. Катастрофа произошла в каких-то сотнях метров от площадки Лошкаргах. Поэтому версию, что сбили духи, тоже отбрасываем. Вот перед вами третья версия причин катастрофы.

 

 Открываю всесоюзную книгу памяти, чтобы найти фамилии погибших вертолетчиков. Сергин Сергей, Даудашвили Роланд и Кузнецов Валерий. У всех день гибели фигурирует 19.01.1986 года. Странно, Даудашвили и Кузнецову посмертно присвоены ордена «Красная Звезда», а Сергину – нет. Значит, всё-таки обвинили в катастрофе вертолета, командира экипажа капитана Сергина. Но в биографии Сергина Сергея Николаевича, на сайте Свердловской Областной Организации «Российский Союз Ветеранов Афганистана» (можно посмотреть по ссылочке ) есть информация о подвиге Сергина. И за первую командировку в Афганистан Сергин С.Н. был награжден орденом «Красная Звезда», а это была его вторая командировка в Афган. Что-то не вяжется, по одной информации совершил подвиг и был награжден, а по другой информации, он стал виновником катастрофы. Ладно, поехали дальше.

 

 На сайте нашей бригады, в разделе «Видео и музыка» есть клип Олега Ширяева «Прощайте мужики». Вот ссылочка на этот клип. Вначале идет переговор по рации между бортом 750, 751 и консулом (базой). Меня заинтересовал этот переговор. Это же тот самый вертолет, катастрофу которого я наблюдал. Если этот переговор Олег Ширяев вставил в клип, то значит, он есть и в интернете. Ищу, набирая ключевые слова: катастрофа вертолета, Лошкаргах, Сергин, Даудашвили, Кузнецов. Вот ссылочка.

 

Однако что же произошло с вертолетом? Кто выпрыгнул с парашютом? И сколько было воинов – спецназовцев?

 

В преддверии дня гибели, т.е. 19.01, я эту информацию выставил в «Одноклассниках» в группе "Lashkargah по нашенский Лошкаревка" после нового 2013 года. Я думал, что к 19.01.2013 (годовщине гибели экипажа и десантников) уже соберется вся инфа по этой катастрофе. Тишина. И вот только 28.01.2013 оставил комментарии Юрий Оноприенко. Он сообщил, что погибло 5 десантников 1 взвод 1 роты БМП. Фамилии он не помнит. В списках потерь спецназа ГРУ я их нахожу. Вот их имена и фамилии: мл. с-нт Драчук Андрей, ефр. Кайв Ао, ряд. Масленников Игорь, ряд. Андреев Алексей и ряд. Калевич Дмитрий. И того: три члена экипажа и пять воинов – спецназовцев (выписки из книги памяти прилагаются).

 

Это немного и Кандагарская тема, так-как 280 овп (отдельный вертолетный полк), по моему, базировался Кандагар-Лошкаргах. Может быть на сайте бригады, наши вертолетчики вспомнят этот случай и выскажут свое мнение по этой катастрофе. Я так понял, что обвинили во всем командира экипажа покойного Сергина С.. Даудашвили и Кузнецова наградили посмертно орденами "Красная звезда", а командира нет.

 

Затем на меня, по этой теме вышел Геннадий Юрьев, ниже я представляю вашему вниманию, уважаемый читатель, нашу переписку:

 

Геннадий Юрьев:

Андрей. Я, Геннадий Юрьев, летал борттехником вертолета Ми-8. В 1985 году я очень много времени находился в Лошкаревке (работали со спецназом). Было 2 знаковых случая, о которых ты должен знать - летом 1985 года у моего вертолета загорелся МАЗ (топливозаправщик), водитель умер в Ташкенте. Осень, мы садились в Лошкаревке с подломленной передней стойкой шасси, нам тогда на железку скаты от БТРа складывали. Я разыскиваю своих боевых ребят, с которыми летали на задания - командиры взводов Мельник Владимир, Болотов Виктор, Козел Иван. Может, ты их знаешь, или подскажешь, где искать.

 

Андрей Кутырин

Ген привет. Я служил в Лошкаревке в батальоне охраны, т.е. 2МСБ 70ОМСБр (Кандагар). В мае 1985-ого мы встали в Лошкаревке. Стоял на 2-ой сторожевой, наверное, помнишь, через неё вертушки взлетали и садились. Потом на 3-ей сторожевой - шлагбаум, со стороны въезда в гарнизон Лашкаргах, левее города.

А затем на 1-ой сторожевой, это сопка, у которой вы, вертолетчики поворачивали на посадку ВВП Лашкаргах. Со спецназа я никого не знал. С этой темой я думал, что сослуживцы спецназовцев, вертолетчиков откликнутся на мое сообщение и выскажут свою версию этой катастрофы. Как могло быть, что все свалили на Командира экипажа Сергина С., ведь это его вторая командировка в Афган. И орден "Красная Звезда" за первую командировку о чем-то говорит.

Гена, вот ты вертолетчик со стажем, скажи мне, можно ли перерубить хвостовую балку несущим винтом? Я консультировался с другом, он закончил Егорьевское вертолетное. Он мне сказал, такого не может быть. Но он после созвонился со своим однокашником по училищу, ветераном боевых действий в Афганистане. Он работает на Луховицком Авиационном Заводе (Государственная Корпорация «МИГ») командиром спасательного вертолета Ми-8. Он сказал, что такие случаи бывали в Афгане, в условиях гор и большого разряжения воздуха, при взлете из ущелий и т.д. Но тут вертушка шла ведомой, батальон спецназа выстроен на развод и, на глазах всего батальона, да и всего гарнизона Лашкаргах произошла эта трагедия. Или это бравада командира корабля или списали на покойного чью-то преступную халатность. Больше это никак нельзя назвать. Гена, вот мои заключения.

 

Геннадий Юрьев

Андрей, спасибо что откликнулся. Со мной такая неприятность не происходила. Но вероятность отрубить себе балку лопастями несущего винта есть. Мы неоднократно летали на выполнение фигур пилотажа. Поэтому я это знаю. Особенно эта вероятность есть при резком взятии ручки управления на себя. Летчиков натаскивали на то что ручку на себя нужно брать в 2 приема. Сразу взять чуть-чуть и, в момент, когда кабина начнет задираться вверх, тогда вторым движением уже брать на себя с одновременным поднятием ручки "шаг-газ". Так, избегается вероятность отрубить себе хвостовую балку. Особенно этот прием хорошо отрабатывался при упражнении "разворот на горке". Прием "разворот на горке" очень эффективен при нанесении ракетного удара, когда после стрельбы НУРСами нужно нанести еще раз удар. Этот прием очень хорошо себя оправдал в боевых условиях. Для того что бы оценить действия экипажа Серегина нужно знать обстановку в небе. Что могло побудить так его поступить я не могу выдумывать. Так же я не исключаю, варианта отказа техники или попадания в вертолет пули (она могла перебить гидравлические шланги). Так же для этого необходимо расшифровать пленку САРПП и речевой носитель. В вертолете Ми-8 эти два устройства установлены крайне неудачно. Сверху (над ними) располагается расходный бак с керосином и поэтому практически каждая катастрофа заканчивается тем, что устройства "объективного контроля" сгорают. А в САРПП вставляется фотопленка, а ей много не нужно, сплавилась и все. Я не думаю, что летчик со стажем мог совершить такую глупость. А во время войны проще не разбираться, а списать на кого-то. Кстати и нас не раз обстреливали на подходе к Лошкаревке. Но у нас все летчики это знали и подходили к аэродрому на малой высоте. Так же и взлетали, а уже дальше над пустыней (если нужно набирали) высоту.

 

Андрей Кутырин

Гена, спасибо за консультацию. А в Лошкаревке ты упоминаешь 1985 год. А 1986, ты уже не летал, заменился? А поводу крушения, мне написал Юрий Оноприенко, в одноклассниках он есть. Он рассказал, что батальон спецназа выстроился на развод, а вертушки шли прямо как-бы через город, не с пустыни, куда они могли уйти правее и начать опускаться не по глиссаде, а постепенно, как и говоришь ты. Я много лет водил автобус и возил людей и только везешь их с максимальной осторожностью, плавно, неся ответственность за жизни пассажиров. Я думаю, что в небе это осторожность больше в тысячи раз. Просто я выставил эту тему в группе Лашкаргах, надеясь, что будут в комментариях к теме воспоминания по этой трагедии и со стороны спецназовцев и со стороны вертолетчиков. А вот написал только ты и Юра Оноприенко. Пока собрал инфу по пяти спецназовцам, в ближайшее время также выставлю в этой теме. Есть еще одна тема, опять трагическая. Опять из хроники потерь, а Афганской войне: вот она

.7 мая 1987 г. экипаж к-на Булатова из 205-й ОВЭ (Лашкаргах, летчик-штурман л-т С. Пантюхов и борттехник ст. пр-к Н. Матвиенко) осуществлял перевозку 11 военнослужащих. Во время взлета в Лашкаргахе (провинция Гильменд) экипаж не справился с управлением и столкнулся с землёй. Погибли все члены экипажа и 11 пассажиров - демобилизованных бойцов спецназа. По другим данным - вертолёт после взлёта взорвался в воздухе, упал и сгорел. Все находившиеся на борту погибли. Причина взрыва не была установлена, огня противника не отмечалось. Выдвигались предположения, что у кого-то из пассажиров по неосторожности взорвалась граната.

 

Геннадий Юрьев

Андрей. Я был в Афгане с декабря 1984 по ноябрь 1985 года. Тогда в нашей эскадрильи погибло 10 человек. Полк наш базировался в Кандагаре, а Лошкаревке был наш приписной аэродром, т.е. наш полк обеспечивал ведение боевых действий в тех краях. Нас заменили ребята из Грузии. Первое время, после их прихода, мы летали в сборных экипажах. Это значит что в кабине сидели два командира (наш и заменщик). Это делалось для того, чтобы вновь прибывшие ознакомились с теми площадками, на которых базировались подразделения спецназа. Чтобы они узнали все коварные моменты, узнали, где можно ожидать обстрела и т.д. Но мы были очень удивлены тем обстоятельством, что вновь прибывшие не проявляли желания это знать. От них тогда прозвучала такая фраза - мы из Грузии и у нас достаточно хорошая горная подготовка. После этого они начали работать уже сами, а мы еще 10 дней ждали самолет. По прошествии некоторого времени, нам стало известно, что у наших заменщиков очень большие потери, как в личном составе, так и в вертолетах. Одно время они даже отказывались вылетать и к ним присылали людей для поднятия морального духа. После таких событий и была создана отдельная вертолетная эскадрилья, которая специализировалась именно по работе со спецназом. Первым командиром данной эскадрильи стал майор Набожинский Николай Антонович. Николай пришел к нам где-то весной 1985 года - на пополнение. У него это был уже второй Афган. После нашей замены и после больших потерь всю основную работу возложили тогда на звено Набожинского. Просто ребята из Грузии решили своих поберечь. Скорей всего Николая в 1987 году там уже не было. По поводу взрыва на борту вертолета я ничего не знаю, но все может быть. Мне приходилось вывозить дембелей, хорошо что тогда офицеры устраивали личный досмотр вещей, ведь, сколько боеприпасов пытались вывезти в качестве сувениров.

 

Андрей Кутырин.

Спасибо Геннадий. Ты очень мне помог. Здоровья тебе и удачи.

 

Потом я на какое-то время оставил эту тему, занимался другими вопросами. И вот совсем недавно я зашел в одноклассниках в эту тему. И о, чудо! Есть еще один комментарий очевидца, расставившего все точки над i. Предлагаю Вашему вниманию:

Комментарий Леонида Ющенкова, еще одного очевидца этой трагедии, который выезжал на место крушения:

«У земли пацаны прыгать стали – так и лежали цепочкой. Один еще был жив – он в Восьмерке помер через пару минут. Бортовой (Кузнецов Валерий) и правак (Даудашвили Роланд) лежали возле обломков, а командира (Сергина Сергея) нашли в небольшом водоеме, метров за тридцать. Это он выпрыгнул из потерявшего управления вертолета. Потом комиссия из Кабула. Приказали прочесать до зеленки – прошли метров сто. Что искали? Даже комиссия не знала. Потом собрали все железо в кучу и подорвали. Сели на БТРы и вернулись на базу. Всем было хреново…

И я думаю, колонна (из батальона спецназа) скорее пришла – так с развода и рванули. Мы то технари (с МИ-24) на второй восьмерке подлетнули, первая уже тела забрала и взлетала, когда мы сели. Обломки еще горели. Там еще рядом пост царандоевский стоял. Его наши с воздуха шуганули, думали, что духи бегают.

Когда борт сыпался, правак, грузин Роланд крикнул в эфир «Прощайте мужики». Лично слышал, как он говорил, что никогда не прыгнет, если на борту десантура будет. Так, блин, и вышло. Вечная память всем пацанам…»

 

Вот Вам, дорогие мои Шурави, результат моего расследования.

 

Передаю Вам на суд свое произведение. Не ясно что стало причиной катастрофы, но ясно пока только одно. Командир экипажа, который отвечает за воздушное судно, за безопасность полета, за жизни других членов экипажа и пассажиров на борту, который отвечает за живучесть судна, за эвакуацию всех находящихся на борту людей просто на просто выпрыгнул в левый блистер, схватив парашют и уведя рычаг управления вертолета вправо. Вертолет несся к земле правым винтом. По закону чести, командир покидает судно последним, после эвакуации всех!!!

 

История не терпит сослагательных наклонений. Но предположим, что командир экипажа, капитан Сергин благополучно приземлился с парашютом на землю. Воздушное судно погибло, все члены экипажа и пассажиры – спецназовцы тоже погибли. Как смотреть в глаза людям, тем более среди спецназовцев был его земляк Драчук Андрей. Трудно это представить. А как с этим жить?

 

Вот к чему может привести просмотр обычного видеоролика Олега Ширяева «Прощайте Мужики!»

P.S. В своем рассказе я умышленно изменил имена и фамилии вертолётчиков, которые помогли мне в написании, дабы не вносить смуту их стройные ряды.

Кутырин Андрей.


 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Проза | Просмотров: 5404 | Добавил: val-64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 trak   (04 Фев 2014 19:42)
В мае месяце 1980 г на < Ариане > упал вертолет Ми-8 с бригадной  разведгруппой. Группа 
загрузилась, вертолет поднялся, повисел гоняя  движки, и сел. После этой проверки пробежался по полосе, набрал небольшую высоту и рухнул на землю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]