"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2018 » Март » 6 » Сухие - в огне
06:00
Сухие - в огне
"Сухие" - в огне
Александр Яворский
В канун праздника Победы 1980г проводилась большая войсковая операция под городом Фарах. В ходе наступления пехота наткнулась на укрепрайон в горном ущелье. Подходы к укрепрайону были заминированы (подорвались две БМП), а наступление пехоты было остановлено сильным огнем противника, который тот вел с выгодных позиций, в том числе и из дотов. Узкое и извилистое ущелье затрудняло действия авиации.
Были вызваны штурмовики Су-25 (всего-то две машины!), которые под воздушным прикрытием самолетов Су-17 три дня работали по целям в ущелье, совершая по 3-4 вылета в день. Су-25 под прикрытием барражирующих по кругу Су-17 заходили с Вершины горы в тыл укрепившегося противника. Огонь корректировался с земли и вертолетов. Штурмовики Су-25 при меняли по целям фугасные и бетонобойные бомбы, а также НУРС. После такой огневой обработки пехота взяла укрепрайон без единого выстрела: сопротивляться было уже некому. В дальнейшем Су-25 привлекался и для других боевых действий по уничтожению укрепленных пунктов противника, а также к свободной охоте". За время операции "Ромб" штурмовики Су-25 показали высокие боевые качества, действуя в условиях высокогорья и высокой температуры воздуха (около 40° С). Так, с четырьмя тоннами бомб машина уходила в воздух с середины ВПП длиной 2300 м. Во время одной из боевых операций при прохождении высокогорного массива самолеты Су-25, действуя совместно с истребителями-бомбардировщиками Су-17, почти вертикально преодолели гору ("семнадцатые" после резкого набора высоты вынуждены были уйти в обход горы).
Операция "Ромб" была завершена 6 июня 1980 г. На двух машинах Су-25 было выполнено 100 испытательных полетов, в том числе - 44 боевых. Первый блин не вышел комом: машина хорошо зарекомендовала себя в сложившихся боевых условиях Афганистана на тот период, и оба самолета вернулись на родину. Впоследствии в войсках машины получили прозвища "Грач" (по ее радиопозывному), "Гребешок" (за большое количество пилонов под крылом), "Летающий танк". Но прижился только "Грач". И уже серийные самолеты Су-25 имели на борту в районе кабины мультипликационное изображение грача.
Истребители-бомбардировщики Су-17, в свою очередь, получили прозвище "Стриж", которое не имеет ничего общего с названием российской пилотажной группы "Стрижи", созданной б мая 1991 г. и летающей на самолетах МиГ-29. Прозвище "Стриж" как нельзя более подходило к самолету Су-17. "Стриж" по скорости полета значительно превосходит "Грача", а изменяемая в полете стреловидность крыла птицы точно отражает эту отличительную особенность Су-17. За период проведения операции "Ромб" (с 18 апреля по б июня 1980 г.) было потеряно два Су-17.
По некоторым данным, западная разведка получила первые фотографии штурмовика Су-25 из Афганистана во время операции "Ромб", когда самолет Т8-3 наносил удар по укрепленному пункту душманов.
Согласно приказу министра обороны Дмитрия Устинова, в 80-м Ситал-Чайском штурмовом полку в конце апреля 1981 г. началось формирование 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ОШАЭ) и подготовка ее к действиям в Афганистане. Операции, продолжавшейся с 19 июля 1981 по октябрь 1982 г., было присвоено кодовое название "Экзамен" (иногда встречается название "Ромб-2"). За весь период эскадрилья выполнила более 2000 боевых вылетов на поддержку сухопутных войск и уничтожение целей противника, на авиационное прикрытие боевых колонн и вертолетов. Удары наносились по базам, крепостям, складам и другим целям противника, расположенным в непосредственной близости от наших войск. Атаки укрепрайонов и крепостей проводились попарно с быстрым изменением боевого курса (до 50-60°). По пещерам и укреп-районам в ущельях наносились одиночные удары под прикрытием ведомым самолета ведущего.
Высокая маневренность самолета и отсутствие сильной ПВО противника позволяли выполнять повторные заходы на цель с различных направлений. За время боевых действий 200-я ОШАЭ с первым составом летчиков не потеряла ни одной машины.(Одна из потерь произошла - как это выяснилось в ходе работы комиссии - по вине летчика, который, увлекшись атакой, превысил допустимое число Маха. При этом возникла потеря эффективности элеронов, что в сочетании с несимметричной подвеской бомб привело к значительному крену при выводе машины из пикирования. Самолет врезался в вершину горы.)
В 1982 г. в Афганистане побывала группа Британского независимого телевидения (ITV), которая сделала ряд фотографий штурмовика Су-25 во время выполнения им боевого задания по целям в одной из горных долин. Штурмовик Су-25 - "Лягушачья лапа" (Frogfoot), а именно такое кодовое название этот самолет получил в системе классификации НАТО) - достаточно хорошо виден на этих снимках.
                                            

 Все фотографии сделаны с большого расстояния. И хотя при увеличении фрагментов с самолетом появляется крупное зерно и детали изображений почти неразличимы, тем не менее штурмовик узнаваем. Британские телевизионщики отсняли также во время ведения боевых действий самолеты МиГ-17, МиГ-21 и Су-17 советских и афганских ВВС. Впервые по телевидению штурмовик "Лягушачья лапа" был показан в программе "Афганистан: позади русских линий обороны" режиссера Найджела Райана.
Среди моджахедов Су-25 получил прозвище "Германский продукт". Смертельная эффективность штурмовика Су-25 резко отличалась от привычных советских систем и не укладывалась в сознание душманов. Такая машина, по их мнению, не могла быть создана в Советском Союзе.
Самолеты Су-17 выполняли ответственные боевые задачи во время наступательных операций в декабре 1981 г. в провинции Фориаб и в мае 1982 г. в долине реки Панджшер. В первом случае количество Су-17МЗ составило более 50% от числа самолетов, участвовавших в операции; во втором - Су-17МЗ обеспечивали авиационную разведку местности, занятой противником. В 1981 г. для нанесения ударов по целям на территории Афганистана стали применяться и машины, базирующиеся на советских аэродромах, что потребовало применения ПТБ и значительно снизило боевую нагрузку.
До 1983 г. ПВО противника в основном состояла из дальнобойных винтовок "Бур", ДШК калибра 12,7 мм китайского производства, зенитных (ЗУ) калибра 30 мм, пушек "Эрликон" калибра 45 мм, незначительного количества ПЗРК "Ред Ай". Основные поражения самолетов (до 80%) были вызваны огнем ДШК, ЗУ и винтовок;
только 20% - действиями ПЗРК. С осени 1983 г. у противника появились более совершенные средства ПВО: советские ПЗРК "Стрела-2" китайского и польского производства (предположительно, последние попали в Афганистан через Египет), американские "Ред Ай", английские "Бло-упайп", а затем и американские "Стингеры" первого поколения (с однодиапазонной инфракрасной головкой самонаведения). Отмечался также пуск французской ракеты "Джаве-лин". Самолеты несли ощутимые потери, которые вскоре были существенно уменьшены за счет увеличения высоты боевого применения, а также доработок, внесенных в самолеты Су-17МЗ и Су-17М4 для повышения боевой живучести. Они включали в себя установку дополнительной броне-плиты для защиты двигателя и контейнеров для автоматического отстрела патронов-ловушек. Увеличение высоты полета привело к снижению точности наносимых ударов и, как следствие, к большему расходу боеприпасов.
Осложнение обстановки сказалось и на действиях штурмовиков Су-25. Осенью 1983 г. произошла третья смена личного состава 200-й ОШАЭ, на долю которой выпали новые испытания. Увеличилось количество случаев поражения ПЗРК. 16 января 1984 г. ОШАЭ под командованием подполковника П. Рубана наносила массированный удар в районе населенного пункта Ургун в условиях сильного зенитно-ракетного огня противника. Самолет командира эскадрильи после завершения атаки на выходе из пикирования получил повреждения от попадания ПЗРК и стал неуправляемым. Летчик покинул машину на малой высоте и при большом угле крена, что не обеспечило полного раскрытия парашюта.
Осенью 1984 г. в Афганистане на базе 80-го Ситал-Чайского и 90-го Ар-цизского полков формируется 378-й отдельный штурмовой авиационный полк, в состав которого вливается 200-я ОШАЭ. Базирование полка осуществляется на наиболее опасных направлениях - аэродромах в Кандагаре (одна эскадрилья) и Баграме (две эскадрильи).
Позднее полк стал базироваться только в Баграме. С этого момента начинается массовое применение "Грачей" практически во всех крупных операциях, которые проводились каждый месяц (Панджшерская, Але-хильская, Кандагарская и др.). Помимо них "двадцать пятые" широко привлекались для прикрытия аэродромов; поиска караванов с оружием; минирования караванных троп, перевалов и узких участков дорог; прикрытия сухопутных войск на марше; поддержки групп спецназа. С помощью Су-25 готовились площадки под высадку десанта, для чего использовались бомбы объемного взрыва для вскрытия минных полей, установленных душманами.
Одной из самых обычных задач была непосредственная авиационная поддержка. Для этого самолет Су-25 вооружался блоками НУРС УБ-32А или Б-8М1. С таким вооружением "грач" по огневой мощи был подобен артиллерийской батарее. "Двадцать пятый" мог нести большое количество боеприпасов, которые он применял по целям с точностью, недостижимой какими-либо другими советскими самолетами или вертолетами. "Грач" был самым ненавистным для моджахедов "оружием".
Обычно Су-25 работали парами. В то время как ведущий атаковал цель, ведомый с высоты обеспечивал его прикрытие, выявляя возможные виды угроз, такие как позиции зенитной артиллерии и ПЗРК. Другим формированием было звено, в котором одна пара вела атаку, другая - обеспечивала поддержку. Часто "грачи" работали вместе с вертолетами. Штурмовики давили зенитные и ударные точки, а вертолеты работали внизу. Точность попаданий была очень высокой даже в ночных условиях, когда работали с использованием осветительных бомб и ракет. В дальнейшем одной из боевых задач "грачей" было сопровождение самолетов "Аэрофлота" и подавление огневых точек противника, которые вели по ним огонь.
В период 1984-1985 гг. летчики Су-25 возвращались на базу 12 раз на одном двигателе. Один из самолетов получил одновременное поражение обеих консолей крыла, из баков которых вытек весь керосин, и все же летчик сумел добраться до базы и посадить самолет. Возросшие потери потребовали увеличения на борту количества ИК-трассеров, доработки бронирования и некоторого усиления конструкции самолета. Такие меры были эффективными для защиты от ПЗРК "Ред Ай", которые в этот период получили массовое распространение. По рассказам летчиков, иногда по одному самолету работало до шести ПЗРК "Ред Ай" противника. Но главные испытания для авиации и летчиков были впереди.
За период с 20 сентября по 1 января 1985 г. налет полка составил 1600 часов, при этом налет на один отказ, обнаруженный на земле, составлял 11 ч, а в воздухе - 62,5 ч. Подготовка к вылету была сокращена до 25-30 мин.
В боевых действиях в Афганистане участвовали также и фронтовые бомбардировщики Су-24М. Первое применение этих самолетов состоялось 21 апреля 1984 г. в ходе проведения Панджшерской операции, которая проходила в апреле-мае. Операция проводилась силами 40-й советской армии и афганских войск с широким применением авиации. Целью операции было блокирование и последующее уничтожение военных формирований таджикского оппозиционного лидера Ахмад Шаха Масуда, известного под прозвищем "Лев Пандшерского ущелья", в долине реки Панджшер севернее Кабула. Пандшерская долина имела стратегическое значение как трасса, связывавшая Советский Союз через перевал Саланг и Пандшерскую долину с Кабулом. Наступавшие советские войска встретили в Пандшерской долине отчаянное сопротивление моджахедов, хорошо укрытые позиции, которых защищались двумя сотнями тяжелых пулеметов.
Условия горной местности, а также наличие у противника маловысотных средств обороны, определили режимы боевого применения самолетов Су-24М. Бомбардировщики поднимались в воздух с базы в Термезе (Узбекистан) и с других приграничных аэродромов и следовали к целям на крейсерских скоростях и высотах. Бомбометание выполнялось в высоты 5500 м. В тот день в операции участвовали 24 самолета Су-24М и несколько бомбардировщиков Ту-16, взлетевших с авиабазы Термез. Это была первая операция для "грачей", в которой одновременно приняло участие много самолетов Су-25.
Категория: Проза | Просмотров: 160 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]