"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2016 » Февраль » 07
Автор: Фролов Игорь 
Гибель колонны 0016. Хроника одного боя 12 февраля 1987г.



Аннотация:
Так получилось, что бой 12 февраля 1987 года, произошедший между заставами Каравангах и Галамех (на пути из Кандагара в Шинданд) стал в моей жизни значимым событием. Я принял в нем участие, а спустя 25 лет собрал свидетельства его участников и опубликовал. Письма продолжают поступать, хроника пополняется...

В «Бортжурнале № 57-22-10» есть история «Усталый борттехник». Там описан день 12 февраля 1987 года, когда вертолеты 302-й овэ приняли участие в действиях по деблокированию попавшей в засаду колонны 0016, которая возвращалась в Шинданд из Кандагара.

Как-то, бродя по Интернету, я встретил несколько воспоминаний участников того боя, собранных опять же его участником Эдуардом Малявиным, потом сам получил несколько писем-воспоминаний. Только теперь, спустя четверть века, я увидел тот бой глазами «земных» его участников. То, что было далеким, скрытым в дыму от горящих машин и разрывов, – вдруг приблизилось и прояснилось. Но есть аберрация памяти, когда участники уверенно или не очень вспоминают наряду с тем, что было, то, чего на самом деле не было. Чужая искривленная временем память, переплетаясь с твоей такой же, создает странную картину, на которой даже ты сам существуешь в нескольких вариантах...

С вашего позволения я дам сначала взгляд с высоты, – то есть свой. Не по блату, а исключительно ради того, чтобы начать, как полагается, издалека. 

Игорь Фролов, борттехник вертолета Ми-8МТ, 302-я овэ, Шинданд:

12 февраля 1987 года, авиабаза Шинданда. Наша пара Ми-8 №№ 10 и 92 прилетела из Турагундей, привезла почту. Заправились, собрались на обед. Прибежал инженер эскадрильи, сказал, что в районе Диларама идет бой, наша колонна в засаду попала, комэска пошел на помощь, был сбит, пересел на ведомый борт, теперь крутится на «потолке», работает ретранслятором, так что – срочно на вылет. Зарядили по шесть блоков нурсов[2], у меня на борту всегда стояли шесть цинков с пулеметными лентами по 250 патронов, – взлетели, на предельно малой пошли на юг, в сторону Фарахруда[3]. Там, на точке базирования 411 ооСпН[4], стояло звено вертолетов, мы удивлялись, почему они не подняты на помощь, – оттуда до места боя три минуты лёту.

Место боя увидели издалека по дымам от горящих машин. Здесь разветвился Фарахруд, и колонна была зажата на дороге между двумя мостиками, – слева русло речки, справа – цепь горушек. 
Целеуказание было на правую сторону, мы должны были нанести удар по позициям «духов» в этих холмах. По приказу командира я открыл огонь из пулемета по правой стороне. Поскольку высота была около 300 метров, я боялся попасть по колонне, старался увести очередь правее. По сообщениям колонны, поступавшим через нашего комэску, «духи» вели сильный огонь по нашей паре, поэтому мы не могли подойти ближе. Нанесли ракетный удар двумя бортами залпами по правой стороне, ушли на второй круг.

Комэска сообщил, что по нам «духами» произведен пуск ракеты. Пара выполнила противоракетный маневр, уходя на солнце и отстреливая тепловые ловушки.

При выходе из виража на моем борту заклинило управление хвостовым (рулевым) винтом, мы потеряли путевое управление, думали поначалу, что в нас попали. Оказалось, что с моего пулемета сполз мешок-приемник отстрелянных гильз и часть их летела в кабину, и одна гильза попала под педали командира, заклинив их. Я вынул гильзу, управление восстановилось. Потом мой борт присел на левой стороне за гребнем, туда подъехал БТР[5] с ранеными, мы загрузили их и ушли на «точку» Фарахруда. Навстречу пролетели Су-17[6], чтобы нанести удар по «духам». В Фарахруде мы взяли на борт привезенных туда раненых. Пока грузили, я услышал, что якобы после начала обстрела командир колонны убежал на машине. Другие говорили, что он пошел за помощью, поскольку не было дальней связи.

Прилетели в ... Читать дальше »
Категория: Проза | Просмотров: 454 | Добавил: NIKITA | Дата: 07 Фев 2016 | Комментарии (0)