"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2017 » Май » 27 » ЧИ АСТ, ЧАН АФГАНИ?
08:16
ЧИ АСТ, ЧАН АФГАНИ?
ЧИ АСТ, ЧАН АФГАНИ?

Рамазанов Алескендер

(глава из книги)


К двум вечным вопросам бытия «Что делать?» и «Как быть?» на афганской войне добавились еще два «Чи аст?» («Что есть?», в смысле на продажу) и «Чан афгани?» («Сколько афгани?», в смысле цены на приглянувшийся товар).

Сказать, что афганцы скупали все, – значит утаить половину правды. Они скупали абсолютно все и даже то, что в кошмарном сне не могло присниться советскому человеку. Скажем, место на военной свалке, чтобы собрать консервные банки, сделать из них печные трубы и продать тем же солдатам великого северного соседа – СССР.

К тому, за что не нужно платить (гуманитарная помощь, в частности), аборигены относились с плохо скрытым презрением. Брали, ели, носили, но имели вот такое отношение. Халява подрывала веру в святое купеческое (дукандорское) дело.

Торговцы были самым мощным межплеменным объединением в Афганистане. Оно, по сути дела, и правило всем происходящим там в годы советского военного присутствия. Догадайтесь с трех раз, почему моджахеды не громили по ночам дуканы, продающие товары (часто сущий «харам» – запретное в Исламе) советским военнослужащим и прочим своим неверным? Надо бы, по меркам священной войны!

Показательный случай был в северных провинциях: неуемный главарь банды взорвал, несмотря на предупреждение, мост на торговой дороге. Дуканщики через неделю сложились – и моджахед съел что-то до смерти несвежее, а банда рассеялась. Мост, конечно, восстановили «шурави», и при этом никто не стрелял.

Идущим на войну следует знать: Россия окружена странами, где торговля – основа жизни и сама жизнь. И там все покупается и продается. Все.

Что продавал афганцам (чаще всего) военнослужащий и вольнонаемный:

– боеприпасы к стрелковому оружию и ручные гранаты;

– взрывчатые вещества;

– горюче-смазочные материалы (всех типов и марок);

– запасные части к автомобилям и «резину»;

– продукты (сахар, мука, масло (сливочное), крупы, консервы);

– шанцевый инструмент, маскировочные сети;

– обмундирование;

– продовольственные товары из магазинов Военторга;

– лекарства;

– генераторы, электродвигатели, насосы, трубы, кабель;

– бытовую технику (советскую);

– дрова и уголь;

– железные кровати, одеяла;

– палатки и резиновые емкости для воды;

– упаковку от боеприпасов (авиабомб, реактивных снарядов);

– ювелирные изделия из драгметаллов;

– советские рубли и чеки Внешпосылторга.

Следует отметить, что продажа боеприпасов вызывала всеобщее осуждение, презрение и зачастую самосуд. К тому же сами афганцы с удовольствием и не без пользы докладывали о таких сделках в ХАД (госбезопасность Афганистана), а те, в свою очередь, сбывали информацию сотрудникам КГБ СССР (особым отделам). Разумеется, не даром. Кстати, ссылка на то, что проданные патроны – вареные, не прокатывала.

О борьбе с хищениями можно получить более подробные данные из архивов военной прокуратуры и ФСБ (КГБ) России за 1979–1989 годы, если есть крепкие связи.

Возможно, вызовет удивление тот факт, что два коменданта Кабула были сняты со своих должностей именно за попустительство хищениям и прямое участие в них. В комендатуре всегда было сложно работать. А теперь представьте себе миллионный торговый город!
 

Или исследователь найдет упоминание о том, как группа военных журналистов из Ташкента успешно занималась контрабандой валюты и спекуляцией афганскими товарами. И все было хорошо, пока мастера пера не стали интересоваться бадахшанскими изумрудами и наркотиками. Тут уж вмешался КГБ.

Что покупали у афганцев:

– аудио– и видеотехнику из Японии;

– часы из Японии электронные и механические;

– джинсы и легкие костюмы «сафари»;

– рубашки, нижнее женское белье, плавки;

– косметические наборы;

– жевательную резинку;

– посуду (небьющееся стекло «Аркорок» и сервизы «Мадонна»);

– ткани;

– ювелирные изделия из золота;

– украшения из поделочных камней (гранат, лазурит, яшма);

– изделия из кожи;

– галантерею;

– презервативы (с наворотами), пролонгаторы;

– алкогольные напитки;

– продовольственные товары;

– овощи и фрукты;

– наркотики;

– мумие и отбеливающую зубную пасту.

За хищения, спекуляции и прочие преступления на почве незаконного товарообмена виновных порицали, наказывали (иногда), устраивали открытые судебные заседания над рядовым и младшим офицерским составом. Это правильно. Чтобы не было беспредела! Но война, заботливая мать всех преступлений, заставляла командиров оберегать своих детей. Кому нужны лишний «чепок» или «палка» в дисциплинарной ведомости?

Истории с товарообменом по прошествии лет выглядят анекдотично:

«Сдали, под вывод, наливник дизтоплива. Поехал солдат, узбек. Возвращается – глаза круглые. Денег нет. История простая: сложил афгани в наволочку, идет к кабине. Тут на дороге «уазик» с каким-то подполковником: «Стой, воин! Что в наволочке? Давай сюда…» И все. Укатил в сторону Шерхана».

«Земляк у меня был, вместе на ДЭС дежурили. Он загнал афганцам сто больших банок смазки – по упаковке от сливочного масла не отличишь! Полтонны, короче. Это же такой дефицит был в Афгане! Потом полгода прятался в части. А перед заменой выехал скупиться – тут его и грохнули».

«СЕКРЕТНО ПО ЗАПОЛНЕНИЮ»

С января 1980 по май 1991 года орденами и медалями СССР награждено 202 356 человек. Орденами СССР – 75 372. Медалями СССР – 126 912. Генералов – 337 (посмертно – 1). Офицеров – 66 604 (посмертно 672). Прапорщиков – 19 394 (посмертно 433). Солдат и сержантов срочной службы 112 331 (посмертно 9752). (В. Рунов. «Афганская война в боевых операциях».)

То, что в сумме эти данные «не бьют», совершенно неважно. Они во всех источниках разные, как и число погибших, раненых, пропавших без вести. Таковы особенности любого военного учета. К счастью, награды находят героев через десятилетия.

Акт представления к государственным наградам в ОКСВА временами приобретал мистические признаки. К примеру, часто катастрофически не хватало бланков наградных листов. В середине 1982 года поступил приказ оформлять представления «на поле боя» или никак не позднее трех дней со времени совершения подвига. В «кратком и конкретном изложении личного боевого подвига и заслуг» непременно должны были содержаться данные о количестве лично уничтоженных мятежников. Последнее условие иногда не касалось генералов. Справедливо: стреляющий по партизанам генерал – панихида по армии. Да ведь их и на таможне не досматривали – жена цезаря всегда вне подозрений!

Но главный фокус был в том, что по заполнению наградной лист становился секретным. Так было прямо и указано в левом верхнем углу бланка: «Секретно по заполнению». Тем самым открывалась прямая дорога в царство военной фантастики.

С военными (государственными наградами) происходили разные истории (смешные и не очень).

Старшему лейтенанту (не в лейтенантах ли еще ходил?) присвоили звание Героя Советского Союза. На радостях парень крепко и долго это событие отмечал. Предупредили так: «Мы тебя сделали героем, мы и отнимем». Подействовало.

Убыл командир взвода в отпуск. В Одессе украли у него орден Красной Звезды. Он еще из Союза сообщил об этом командиру части. Прибывает, а орден на кителе! «Нашли?» «Нет, товарищ подполковник, посоветовали на Привозе купить. Видите, солдат в обмотках еще. Фронтовой орден-то».

У наград одна, но громкая песня: «Мой владелец имеет заслуги, он отличается». Хорошо, когда это действительно так.

Категория: Проза | Просмотров: 133 | Добавил: NIKITA
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]