"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2021 » Февраль » 14 » Мы уходим
05:18
Мы уходим
Мы полностью выполнили Женевские соглашения

…Советские войска уходили. Афганистан для многих стал близким, и офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты, служащие Советской Армии переживали за дальнейшую судьбу его народа. Надо ведь всем понять: эти девять долгих лет наши воины не только (вернее — не столько) участвовали в совместных боевых действиях. Основное внимание уделяли оказанию помощи афганскому населению. Строили мосты, ремонтировали и восстанавливали дома, школы, мечети, помогали нуждающимся хлебом, керосином, одеждой, спичками, чаем, сахаром и другими предметами первой необходимости, разминировали дороги. Рискуя жизнью, выносили раненых детей с минных полей, оборудовали площадки в детских домах «Ватан» для сирот. Таков далеко не полный перечень задач, которые выполнили за все эти годы воины-интернационалисты на земле Афганистана.
Вообще Афганистан был традиционно дружественным государством для СССР. При экономическом и техническом содействии Советского Союза только в Кабуле был сооружен мощный современный хлебокомбинат, безвозмездно создан Центр матери и ребенка; построен и передан в дар афганскому народу Кабульский политехнический институт (готовит инженеров, строителей, дорожников, технологов по переработке нефти и газа, геологов и других специалистов); оборудован международный аэропорт и снабжен авиатранспортными средствами. С нашей помощью в стране заработала крупная гидроэлектростанция Наглу, вошел в строй комплекс по добыче и очистке газа на месторождении Джаркудук, новое развитие получило афганское телевидение. А как не сказать о гордости афганских и советских строителей — тоннеле Саланг! Он проложен через главный хребет Гиндукуша на высоте 3365 метров, его протяженность — 2700 метров.
На основных объектах энергетики, легкой и пищевой промышленности, построенных и эксплуатируемых при содействии СССР, производится более 60 % всей продукции фабрично-заводской промышленности РА и 75 % продукции государственного сектора.
Ведущее место в промышленности государственного и смешанного секторов занимает добыча газа и каменного угля, производство азотных удобрений, железобетонных конструкций и цемента, хлопка-волокна, хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Ежегодная добыча природного газа достигла в 1985–1986 гг. 2,7 млрд. куб метров, газового конденсата — свыше 6 тыс. тонн. Добываемый газ служит сырьем для выработки азотных удобрений, используемых в сельском хозяйстве. Добыча каменного угля составляла около 145 тыс. тонн (в 1990 г. намечалось добывать уже 370 тыс. тонн).
Электроэнергетика развивается высокими темпами. За 1981–1985 гг. мощность электростанций увеличилась на 20 %, производство электроэнергии — на 30 % и достигла более 1252 млн. кВт/ч.
За 1982–1988 гг. при экономическом и техническом содействии СССР построены и введены в действие авторемонтный и литейный цеха завода «Джангалак», авторемонтные предприятия по обслуживанию КАМАЗОВ и бензовозов, радиостанция в Кабуле, объекты кабульского аэропорта, ЛЭП-220 кВ «Госграница СССР — Хольм — Мазари-Шариф», мост «Дружба» через реку Амударья, перевалочная база в Хайратоне, ЛЭП-110 кВ «Госграница СССР — Кундуз», консервный завод в Джелалабаде, элеватор в Пули-Хумри, корпуса Института общественных наук, центральной поликлиники и станции переливания крови, ряд объектов газовой промышленности. Были реконструированы технические системы тоннеля «Саланг», выросли новые жилые районы в Кабуле, заканчиваются работы по реконструкции железнодорожной станции Тургунди.
Только в 1987 году в медицинские подразделения ОКСВ обратились за помощью к врачам, фельдшерам, санинструкторам 100 тысяч афганцев.
Планировалось ввести в эксплуатацию нефтяные месторождения «Ангот» и «Кашкари» с добычей нефти в 1990 году до 100 тыс. тонн.
С начала 1981 года около 100 тысяч квалифицированных рабочих, десятки тысяч специалистов народного хозяйства подготовлены в Афганистане с помощью Советского Союза.
…Последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул 4 февраля. Практически все войска были выведены на Родину 14 февраля 1989 года. Напомним, что процесс этот был длительным и непростым.
Свидетельство очевидца событий Главнокомандующего Сухопутными войсками СССР генерала армии В. И. Варенникова.
«Варенников: Действительно, вывод войск оказался поделенным на три основных этапа: первый — до женевских соглашений и два других — уже на основании договоренности. Осенний вывод 86-го года, экстремистская часть мятежников по требованию „Альянса-7“ готовилась организовать нам „кровавую баню“. Естественно, мы вынуждены были предпринять контрмеры: объявив за две недели срок вывода и по каким конкретно маршрутам пойдут наши части, мы начали открыто готовить войска к выводу. Одновременно вели усиленное наблюдение за отрядами оппозиции. Как и предполагалось, они изготовились к бою, в больших количествах сконцентрировались вдоль коммуникаций. В связи с этим мы вынуждены были вместе с афганскими вооруженными силами обрушить на них удары артиллерии и авиации и перенести срок.
Мы сделали последнее предупреждение, оповестив „охотников повоевать“, что в случае открытия с их стороны огня нами будут применены все имеющиеся в нашем распоряжении силы и средства. Итог: первые шесть полков были выведены без единой царапины.
Думаю, что опыт 1986 года послужил для оппозиции хорошим уроком и в последующем — вывод советских войск летом 1988 года и в январе — феврале 1989 года прошел очень организованно, четко и практически без боевых потерь личного состава и техники».
Добавим к этому рассказу то, что 14 февраля 1989 года именно Валентин Иванович Варенников, как руководитель Оперативной группы МО СССР в Республике Афганистан, встретился в Кабуле с представителем ООН генералом Р. Хельминеном. На встрече последнему было зачитано и вручено следующее заявление.
ДОКУМЕНТ
Заявление советского военного командования в Афганистане о выводе советских войск
«…Советский Союз и Афганистан, следуя букве и духу Женевы, полностью выполнили взятые на себя обязательства. Советские войска к 15 февраля с. г. (т. е. уже сегодня 14.2.1989 г.) полностью покинули Афганистан. К сожалению, о другой стороне, а именно Пакистане и США, этого сказать нельзя…
…В настоящее время правительственные органы РА располагают достаточными силами для того, чтобы поддерживать стабильность обстановки в Афганистане, а если будут иметь место агрессивные проявления со стороны оппозиции — нанести ей поражение. Все будет зависеть от того, как эти возможности будут реализовываться.
…Сейчас советские воины, полностью выполнив свой интернациональный долг, возвратились к себе на Родину. Они вышли организованно, с честью и достоинством, не бросая, а передавая запасы, имущество и свои позиции афганским войскам. Вывод осуществлен в целом в хорошей, доброжелательной обстановке, практически без потерь как на первом, так и на завершающем этапе.
…Мы уходим, но дружба с афганским народом остается. Несомненно, будет оказываться экономическая и другие виды помощи. Будем помогать и в залечивании ран войны. Готовы сотрудничать в этом деле с ООН. Афганистан для нас был и остается добрым соседом, независимым, нейтральным, суверенным государством.
Важно отметить, что некоторые лица пытаются провести аналогию пребывания советских войск в Афганистане с действиями американцев во Вьетнаме. Проводить такую параллель не только не правомерно, но и абсурдно. Здесь никакого сравнения быть не может, так как эти две миссии полярно противоположны как по целям и задачам, так по содержанию и итогам. Начиная с того, что во Вьетнам никто американцев не приглашал, в то время как советские войска были введены в Афганистан после неоднократных просьб законного афганского правительства. Применялись совершенно различные формы и методы действий. Мы пришли не с целью оккупации и раскола страны, как это получилось в итоге действий американцев, не с целью захвата чужой территории, а для оказания интернациональной помощи в защите суверенитета и территориальной целостности Афганистана. При этом мы не преследовали никаких корыстных целей и не выдвигали никаких условий.
Вывод советских войск, именно вывод, а не бегство, как это было у американцев во Вьетнаме, осуществлен планомерно, в строгом соответствии с Женевскими соглашениями по Афганистану, по воле афганского и советского народов, при поддержке мирового сообщества. Еще раз продемонстрирована верность Советского Союза принципам нового политического мышления, его политических заявлений и установок. В ходе вывода мы передали афганскому народу объекты и имущество в общей сложности более чем на 830 млн. рублей.
Вместе с тем мы сделали все возможное, от нас зависящее, чтобы уход последнего советского солдата из Афганистана не стал началом гражданской войны в этой стране. И в последующем будем предпринимать все необходимые меры для содействия политическому урегулированию, с тем чтобы принести мир и спокойствие афганскому народу.
…Вместе с тем надо иметь в виду, что для достижения успеха в этом сложном деле необходимо прилагать настойчивые усилия, чтобы соглашения выполнялись всеми сторонами, а не односторонне, как это имело место в Афганистане. Очень справедливо в этом плане напоминание М. С. Горбачева в выступлении на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН древнеримской максимы: „Договоры должны выполняться“. Нельзя допускать, чтобы агрессор действовал с позиции силы, прикрываясь авторитетом международного сообщества, а на деле попросту попирая его мнение. Уроки Афганистана надо учесть в Анголе, Кампучии и других странах. На этом пути мы желаем ООН новых успехов, а Советский Союз будет делать все от него зависящее в этом направлении».
…Уже вечером 14 февраля руководство Оперативной группы на одном из последних самолетов, перевозивших в РА муку, вылетело в СССР. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов.
В Термезе и Кушке были проведены митинги. Так закончилась для советских войск эта тяжелая, изнурительная и долгие годы засекреченная война в Афганистане…

 
Категория: Проза | Просмотров: 108 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 2
0  
2 NIKITA   (15 Фев 2021 09:32) [Материал]
Александр ПРОХАНОВ: “Я прошёл Афганистан, начиная этот поход в одной стране – в стране, которая гордилась своими Героями, которая посылала эту 40-ю армию на подвиг”– Я был участником этого похода. По существу, от его начала до его завершения, и даже чуть дольше. Я горжусь тем, что в эти грозные годы был вместе со своей армией, со своим воюющим народом.
Я прошёл Афганистан, начиная этот поход в одной стране – в стране, которая гордилась своими Героями, которая посылала эту 40-ю армию на подвиг, которая хотела и стремилась, чтобы этой войной, этим вторжением обезопасить южные границы своей страны, где назревал огромный пузырь исламского радикализма.
А заканчивали мы этот поход в другой стране. В стране Горбачёва, которая стреляла в спину войскам из кинескопов, в то время как спереди в них били гранатометы моджахедов. Страна в лице Горбачева отреклась от своих солдат, они были прокляты. Она отреклась от жертв, от гибелей, она называла их чуть ли не палачами, уродами.
Это была священная война. Потому что она, как и все другие – русские, советские, имперские войны – заслоняла страну от огромных напастей, которые двигались на неё.И эта армия вышла из Афганистана по Мосту Дружбы в Узбекистан, в Кушку, она вышла не окровавленной, она вышла оплёванной, она вышла осквернённой. И на границе её не встречали с президентом. Но это была священная война. Потому что она, как и все другие – русские, советские, имперские войны – заслоняла страну от огромных напастей, которые двигались на неё.
После того, как мы вывели оттуда войска под напором Горбачёва, по политическим решениям Москвы, – через Афганистан в сторону России хлынули все эти страшные разрушительные силы. Мы потеряли Среднюю Азию, мы потеряли часть Закавказья. Мы получили на Кавказе две страшные чеченские войны и террористическое подполье.
Мы сегодня вынуждены мучительно восстанавливать наше присутствие в Таджикистане, куда двигаются толпы террористов. Поэтому афганская война была правильной, была традиционной, она ничем не отличалась от похода Скобелева, который выдавил англичан из Хивы и Бухары. Это война победная. Победил солдатский дух, победили командиры и генералы этой 40-й армии. Но проиграла страна, доверившись предателям…
По существу, сегодняшняя сирийская кампания, которую мы славим, которой мы гордимся, в честь которой великий музыкант Гергиев играет на развалинах Пальмиры, это тот же Афганистан.
Мы пошли туда, потому что там скопился такой же гигантский пузырь терроризма, направленный на республики Средней Азии, на наш Северный Кавказ и на Москву, как много лет назад в Афганистане.
Мы пошли в Сирию, чтобы спасти падающий, качающийся режим Башара Асада, вместо которого мог возникнуть террористический кулак.
История повторилась. Правда, теперь уже – с другим окончанием. Но, охаивая советскую кампанию в Афганистане, мы должны будем хаять и сирийский поход.
Все «афганцы», которые уже состарились, несут в себе память о той войне. Существует афганская солидарность, афганское братство. Это – глубинная лампада того похода, и знамя 40-й армии все «афганцы» несут на своей груди. Мы обмотались этим знаменем и не отдаём его на поругание, на осквернение.
Сейчас и наше государство как будто бы опомнилось, оно понимает, что не может держать в скверной темнице этот великий поход и, как многие вещи, которые сегодня переосмысливаются, государство и общество отрекаются от того неистового нигилизма, либерализма 90-х годов, опорочивших афганский поход.
И эта кампания находит своё историческое место в канве наших славных военных русских и советских деяний. И в память об афганском походе по всей России строятся часовни, ставятся памятники, проводятся торжества, и мы открываем под Смоленском храм, который будет расписан фресками афганского похода.
В день вывода войск мы, как всегда, встречаемся и поднимаем чарку. Одну чарку во славу 40-й армии, другую чарку в честь всех «афганцев», которые живы и живут с нами, а третий тост мы произносим в память всех погибших, всех героев афганского похода.

0  
1 NIKITA   (14 Фев 2021 05:28) [Материал]
Начиная с 1988 года афганское руководство, в т. ч. Наджибулла наконецпоняли, что Масуд среди «второго эшелона» вооруженной оппозиции является
фигурой номер один и выразили готовность предложить ему видный пост в
коалиционном правительстве, включая пост министра обороны. Но на все
предложения Ахмад Шах ответил отказом. Занимая своими силами (более 10 тысяч
человек) исключительно выгодное оперативно-стратегическое положение
(относительно жизненно важных для страны коммуникаций Кабул — Хайратон и
главной авиационной базы в Баграме), Масуд был уверен, что при любом развитии
событий в Афганистане он сможет захватить ключевые позиции и диктовать свои
условия.
Реально оценивая складывающуюся ситуацию в результате подписания женевских
соглашений, он не претендовал на ответственные посты в правительстве РА, а в
качестве основной задачи рассматривал расширение зоны влияния ИОАП.
После начала вывода ОКСВ Ахмад Шах резко активизировал свои действия по
усилению влияния и расширению контролируемой зоны в основном за счет северных
провинций — Баглан, Тахар, Бадахшан, Кун-дуз, Саманган и по склонению на свою
сторону главарей отрядов других исламских партий. Одновременно им категорически
запрещалось вести боевые действия против советских войск.
В августе 1988 года резко обострилась обстановка на Южном Саланге.
Причинами этого обострения явились провокационные действия — обстрелы
правительственными войсками кишлаков, расположенных вблизи магистрали, где, по
мнению афганского командования, находились душманы. Появились жертвы среди
населения. Старейшины обратились с просьбой прекратить огонь. Однако вместо
этого дополнительно была выдвинута 2-я пехотная дивизия, которая непосредственно
перед выводом советской колонны из Афганистана начала систематически
обстреливать кишлаки, контролируемые мятежниками, с целью вызвать ответные
действия с их стороны и затруднить, а возможно и сорвать вывод наших войск.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]