"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2021 » Март » 20 » ТЕНИ из прошлого
09:03
ТЕНИ из прошлого
ТЕНИ из прошлого

Юрий Петрович Гайдар

замполит 1роты в ДШБ,
04.81-07.82
замполит 1МСБ 70 ОМСБр
авг 82- апр 83,

«Хочешь знать, что будет завтра-
вспомни, что было вчера!»
А. Тарнакин

Светлой памяти Юрия Резан и Виктора Грязнова                                            посвящается
Основано на реальных событиях

Некоторые персонажи и эпизоды являются
частью художественного вымысла

Первые годы войны в Афганистане. Шел 1982 год. Во время боевой операции разведчики нашли мешки с пропагандистской литературой, в котором был журнал с фотографией и ксерокопией военного билета советского солдата, попавшего в плен. Через 30 лет в Киеве выложили в интернет эти материалы: фото и несколько страниц журнала. Воины-интернационалисты, совместно с гражданскими лицами из Украины, Белоруссии и Казахстана провели большую и кропотливую работу по восстановлению факта мученической смерти солдата.

Афганистан. 1982 год.
Провинция Кандагар.
Глубокая ночь. Капитан Сергей Зеленов с группой разведчиков заняли позиции на окраине заброшенного кишлака провинции Кандагар, в ожидании душманского каравана с оружием из Пакистана. Операция была не первой, а поэтому за подчиненных Сергей не очень переживал. Еще в вертушке,на подлете к месту засады,был доведен приказ и определены задачи каждому бойцу группы. После десантирования, группа мгновенно растворилась в темноте, действия разведчиков были отработаны до автоматизма.
Сергей лежал на дне пересохшего арыка. Ночь была очень темной.  Ярко светили звезды. Дома в Одессе, особенно над морем, они казались яркими фонариками и висели очень высоко. Здесь, в Афганистане, звезды находились гораздо ниже и светили ярче. Часто он замечал, чтосигнальные фонари пассажирского самолета, пролетающего на большой высоте, похожи на звезды. Иногда, возникало жгучее желание оказаться в этом самолете и улететь куда угодно, но подальше от всей этой грязи, крови, войны. А вообще, если быть честным, местная природа была по своему разнообразной, по особомупривлекающей и красивой.
Зеленов начинал нервничать, каравана не видно и не слышно. Скоро рассвет. Он здесь наступал мгновенно, в считанные минуты. Ждать больше не было сил, нервы на пределе. Однако,где-то внутри застряла шальная мысль, надежда на исключительный случай. А вдруг повезет. Командир бригады на последнем совещании перед офицерами объявил, что тот, кто первым в бою возьмет и принесет британский ПЗРК «Блоупайп», будет представлен к званию Героя Советского Союза.
«Это было бы не плохо» - мечтательно вздохнул Сергей и вздрогнул. Справа и слева автоматные очереди из трассирующих пуль разрезала ночную темень, как нож сливочное масло. «Молодцы ребята, бьют перекрестным, только левый фланг немного запаздывает» - подумал капитан. «Надо будет дополнительно еще позаниматься на полигоне. Лишним не будет». Стрельба неожиданно прекратилась,также, как и началась. Кругом лежали убитые, навьюченные тюками «корабли пустыни», а рядом расстрелянные в упор сопровождающие их душманы. В тюках, которые несли верблюды, действительно оказалось стрелковое оружие китайского производства, мины и контрабандный ширпотреб.  Увы, на британский ПЗРК не было даже намека. Пора было уже «уносить ноги».
Вдалеке послышался шум двигателей бронированной группы. Ее задача забрать разведчиков, караванный груз и быстро, без проблем доставить в пункт постоянной дислокации. Подъехавший первым, командир танкового взвода старший лейтенант Сергей Копцев дал команду загружаться, а сам, спрыгнув на землю, пошел посмотреть поле боя. Подойдя к одному из завязанных мешков, ножом разрезал его. Оттуда посыпались листовки, брошюры  и другая пропагандистская литература.
 «Азимов - позвал Копцев своего механика, брось пару листовок под сидение. А то вечная проблема с бумагой на выезде».
Рванув за перевязочные ремни второй мешок, Сергею под ноги высыпались журналыс фотографиями убитых советских солдат и ксерокопиями их документов.  Он  поднял несколько журналов и положил их себе за пазуху.Таким образом, впоследствии журналсыграл  свою роль в судьбе человека.
Возвращаясь в бригаду, по пути капитан Зеленов анализировал прошедший бой, вспоминал левый фланг. В голове, как в тетрадке по тактике, которую как алфавит заставлял заучивать преподаватель Николай Бублик, выстраивались основные пункты:
- Если в стрелковой дуэли попал в противника, не торопись менять позицию или перебегать, подожди несколько секунд, его сослуживцы попытаются вытащить товарища, став дополнительной мишенью для Вас.
- Если Ваша группа в плотную столкнулась с противником, нельзя спрятавшись за укрытия принимать оборонительный вид боя, а только лишь перемещаясь по местности нужно продвигаться вперед.
- Если группа ведет бой с противником, ее командир должен командовать, орать, визжать, материться, только не молчать, иначе полная потеря управления подчиненными.
- При передвижении Вашей группы в пешем порядке, нельзя забывать про тыл; впереди и сзади идут самые опытные солдаты, молодежь только в центре группы, в противном случае отстрелят «жопу».
- Из опыта афганской войны:  Не дать втянуть себя в игру «охота на зайцев». Два моджахеда выбегают впереди наступающей цепи советских солдат, делают два выстрела и убегают. Взвод бросается в вдогонку и попадает в кольцо, где его расстреливают в течении 1-2 минут.
Так же,основной чертой современного боя (так в училище учили Сергея) является выдержка и психологическая подготовка, как командира, так и бойца. Преподаватель приводил пример, что настольной книгой слушателя британской военной академии рекомендуется книга Александра Бека «Волоколамское шоссе».


Зона ответственности «Юг»
Расположение бригады  1982 год.

Группа разведки, прибывшая с боевой операции, после доклада вышестоящему командованию, Зеленов и Копцевнаправилась в расположение. Капитан,проходя мимо палаток десантно-штурмового батальонарешил зайти в одну из них.
Это была офицерская палатка. Два командира взвода, закадычных друга, сидели на кроватях друг против друга. Владислав Осадчук, родом с Западной Украины и Анатолий Григорян, армянин, родившийся в Москве, любили поспорить и пошутить друг над другом. Нынешний разговор подогревался брагой из двадцатилитровой фляги и тридцати пяти градусной жарой на улице.
«Слышь, хохол…» - усмехаясь попытался продолжить разговор Гога, так сослуживцы называли Григоряна.
«Тысячу раз тебе говорил, я не хохол, я украинец» - отпарировал Влад.
«Ну ладно, украинец. На прошлой неделе повезли в Союз груз 200, Юру Тимофеева. Жене вручат орден, маленькому сынишке выпишут финансовую помощь. А что дальше? А мы как, что мы здесь делаем?» - стал заводиться Анатолий.
«Есть обстоятельства, которые сильнее нас. Выполнять интернациональный долг — это почетно», - ответил Влад.
- «Еще год назад я тоже свято верил в это. И понял главное. Нахрена мне этот интернационализм, еслия никому ничего не должен?...»
- «Это аморально и безнравственно обсуждать это», -прозвучал ответ. «А вообще, здесь в Афгане, у каждого свой арык, на дне которого лежит своя правда»,- продолжил мысли вслух Осадчий.
«Может ты и прав, только при замполите не брякни, Петрович у нас мужик нормальный, не стоит его обижать», - ответил Григорян.
«Как же Вы мне надоели. Детский сад, ей богу», -пробурчал замполит Голиков, поднимаясь с кровати, на которой он тщетно  пытался заснуть.
 «Знаешь, Влад, я все же считаю, что Родина там, где жопа в тепле. Придет время - жизнь покажет»,- задумчиво добавил Гога.
«Здорово, мужики», - услышали голос входящего в палатку Зеленова, - «Опять спорите, опять мир делите?»
«Садись рядом, выпей браги, ночью досталось, наверное?» - предложил Григорян. «Только в фляге осталось на дне.Может послать пусть принесут еще?»
«Где такое добро выдают?»- спросил Сергей.
«Ну, где, где …», - Гога стал объяснять. Машина его взвода (БМП) находится в боевом охранении. Один из заправочных баков помыли и залили кипячёной водой. Сахар и дрожи выпросили на хлебозаводе у земляков. Бак находится под жарким солнцем, через одни-двое суток получается продукт отменного качества.
«Ты-то как слетал?», - в свою очередь поинтересовались друзья.
Сергей молча вытащил из-за пазухи немецкий пистолет «Вальтер», - «Смотрите какая штука, забрал у убитого духа. Старенький, но бьет прилично».
- «За чем он тебе, сдай от греха подальше», -предложил Голиков.
«Сейчас, разбежался», - ответил Сергей, - «Лучше у вертолетчиков на водку обменяем. Опять «дружбаны» цены подняли. Одна бутылка двадцать пять чеков стоит, это пятьдесят рублей. Не пять и не десять, а пятьдесят рублей. Не зря говорят, кому война, а кому мать родная».
Выпивая кружку браги, он добавил: «Участниками войны стали романтики, а результаты используют сволочи…». И, подумав, продолжил: «А в общем, ничего интересного. Все, как всегда. Вот вам почитать интересную литературу танкисты передали. Только с возвратом Копцеву», -усмехаясь, Сергей протянул журнал на арабском языке Владу, который владел несколькими языками.
Тот же, перевернув его несколько раз, в слух прочитал запись на ксерокопированном военном билете: «Грузнов Виктор Иванович. Призван из Темиртау. Карагандинской области».
«Ничего себе ближний свет. Занесло же парня», - поддержал его Толикипосмотрев на него передал журнал обратно.
«Да, много здесь таких. Жалко их всех. Патриоты малахольные»,-огрызнулся Влад, вспоминая мирный Союз, откуда недавно прибыл.
На предстоящей операции взводу Владапоставлена задача: выбить духов из двухэтажного садового домика.
Влад дал команду впереди идти замкомвзводу, поскольку тот уже не был новичком.Высокого роста литовец из Прибалтикибыл убитавтоматной очередью.Бой был жестким. Но с поставленной задачей взводсправился. Противника выбили.  По окончанию же операции, вернувшись в расположение, Влад замкнулся. В смерти сержанта он винил исебя, поскольку считал, что ответственен за каждого бойца.Слезы душили взводного.И сослуживцы понимали, что за этим стоит. Жаль было парня, ведь к гибели молодых ребят невозможно было привыкнуть. Посылать в таком состоянии офицера для очередного боевого задания было бы смертельно опасно.Может погибнуть сам и положить весь взвод.Командир роты решил попридержать пару месяцев взводного на технических работах пока не успокоиться. Это дало положительный результат. Жесткое боевое крещение проходили офицеры и солдаты в Афгане.Накапливался опыт.
Интернациональный долг ребята выполняли с честью. И примеров стойкости и мужества, отваги по всей советской группировке было достаточно.




 

Категория: Проза | Просмотров: 82 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]