Афганистан. Государственное устройство. Правовая система ...
(Исламское Государство Афганистан)
Афганистан унитарное государство с республиканской формой правления, находящееся на переходном этапе политического развития. После ликвидации Исламского Эмирата А. в декабре 2001 начался процесс нового государственного строительства. В стране временно, до принятия новой Конституции в январе 2004, действовала либеральная Конституция 1964, за исключением разделов, касающихся монархии.
В апреле 2003 был составлен проект новой Конституции. В декабре 2003 он поступил на обсуждение и утверждение Конституционной Лоя джирги и после подписания президентом страны стал Основным законом государства.
Текст Конституции состоит из 12 разделов и 162 статей. За её основу взяты основные положения Конституции 1964 В Конституции А. провозглашается «исламской республикой», в которой «национальный суверенитет принадлежит народу» (ст. 1). Религией Афганистан., говорится в Конституции, является «священная религия ислам» (ст. 2). Представителям религиозных меньшинств предоставляется свобода вероисповедания (ст. 2). Согласно Конституции, высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Верховная исполнительная и законодательная власть принадлежит президенту страны.
Афганистан. управляется на принципах формального разделения трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. До новых выборов в июне 2004 высшая законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках президента Хамида Карзая и его правительства. В рамках структуры государственного управления функционирует институциональный (с 1964) традиционный надпарла-ментский орган — Лоя джирга (общенациональная ассамблея представителей народов, народностей и племён), которая созывается эпизодически для решения важнейших государственных вопросов (принятие Конституции, объявление войны и мира, изменения в Конституции и т.д.).
Высший орган законодательной власти — парламент (маджлесе мелли). Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Глава государства, глава высшего органа государственной власти, глава высшего органа исполнительной власти — Хамид Карзай.
Среди выдающихся государственных деятелей А.: Ахмад-шах (1747—73) — основатель независимого Афганского государства — империи Дуррани; эмир Дост Мухаммад (1826—40, 1843—63) — осуществил попытки объединения разрозненных афганских феодальных владений; эмир Абдуррахман (1880—1901) — создал централизованное афганское государство, осуществил серию реформ; Махмуд-бек Тарзи (1868—1933) — «отец» афганского просветительства, журналист, министр иностранных дел; эмир Аманулла-хан (1919— 29) — добился восстановления полной независимости Афганистана, вывел страну на международную арену, ввёл первую Конституцию, осуществил серию реформ; король Мухаммад Захир Шах (1933—73) — ввёл Конституцию 1964, ставшую основой политической модернизации страны; премьер-министр Мухаммад Дауд (1953—63) — создал государственный сектор экономики, инициировал плановое социально-экономическое развитие А., 1973—78 — президент Республики А., провёл ряд буржуазных преобразований в социально-экономической и политической жизни страны.
Местные органы власти в Афганистане сохранили традиционный характер. Законодательная власть в провинциях принадлежит консультативным советам, избираемым населением.
Исполнительная власть в провинциях принадлежит губернаторам, назначаемым президентом страны (формально по представлению Министерства внутренних дел), в округах — окружным начальникам, в волостях — волостным начальникам, деревни управляются избираемым населением маликом (в зоне племён чаще всего из местных ханов).
При губернаторе функционирует провинциальный административный совет, состоящий из отделов (или директоратов) соответствующих министерств и других центральных ведомств: финансов, полиции, образования, общественного здравоохранения, информации и культуры, связи, сельского хозяйства, промышленности, торговли. Исполнительная власть в городе принадлежит муниципалитету во главе с мэром. Представительная власть осуществляется городским консультативным советом. В зоне племён параллельно с официальными органами власти функционируют племенные традиционные властные структуры — советы (джирга или шура) во главе с избираемым ханом.
После свержения режима талибов в ноябре 2001 в Афганистана стали де-факто легально функционировать созданные ранее политические партии, не зарегистрированные, однако, официальной властью: Исламская партия Афганистана во главе с Юнусом Халесом; Исламское общество А Афганистана во главе с Бурхануддином Раббани; Национальный исламский фронт Афганистана. во главе с Сайедом Ахмадом Гилани; Движение исламской революции А Афганистана  под руководством Мухаммада Наби Мухаммади (умер в 2002); Национальный фронт спасения А. во главе с Себгатуллой Моджаддиди; Исламский союз за освобождение А Афганистана под руководством Абдурраба Расула Саяфа; Национальное исламское движение А. под руководством Абдурра-шида Дустома; Партия исламского единства во главе с Каримом Халили; Исламское движение А. во главе с аятоллой Мохсени. Исламская партия Афганистана. во главе с Гульбеддином Хекматьяром, ведущая вместе с талибами вооружённую борьбу против правительства Х. Карзая, в 2002 объявлена вне закона.
Ведущая организация деловых кругов Афганистана. — Торговая палата. Общественные организации — Союз журналистов Афганистана., Союз писателей Союз женщин , движение «Справедливость».
Внутренняя политика переходного правительства А. определяется условиями и требованиями процесса перехода страны от тоталитарного теократического режима к демократическому правлению. Главными задачами правительства на этом этапе являются создание новых государственных и общественных структур, разработка и введение нового законодательства, восстановление экономики, достижение национального единства.
Приоритетным направлением внутренней политики остаётся обеспечение национальной безопасности, из-за отсутствия которой в настоящее время тормозится процесс постконфликтной реабилитации страны. Среди других важнейших направлений: ликвидация остатков военных формирований талибов, восстановление разрушенных экономических объектов, возвращение беженцев, разминирование территории, гуманитарная помощь населению, создание национальной армии и полиции, борьба с производством и незаконным оборотом наркотиков, решение социальных вопросов (расширение системы образования, в первую очередь женского, обеспечение равноправия мужчин и женщин, борьба с безработицей), разработка нового законодательства.
В основу внешней политики положены независимость, национальный суверенитет и территориальная целостность А Афганистана. Остаётся в силе и традиционный принцип внешнеполитической деятельности — активный и позитивный нейтралитет.
В нынешних условиях переходного периода независимость и территориальная целостность А. поддерживаются усилиями не только переходного правительства страны, ещё не создавшего полноценную структуру органов государственного управления и устойчивую политическую систему, но и международными участниками политического процесса в А Афганистане.
После свержения режима талибов международное сообщество согласилось оказать помощь в восстановлении экономики . Афганистана  и в других вопросах (ликвидация остатков терроризма, обеспечение безопасности, создание вооружённых сил, борьба за эмансипацию женщин, борьба против наркобизнеса, безработицы и т.д.). Такого рода широкомасштабное участие в афганских событиях не могло не сказаться на внутри- и внешнеполитическом положении А.
В декабре 2002 переходное правительство подписало с представителями Китая, Пакистана, Ирана, Туркменистана и Узбекистана Кабульскую декларацию о невмешательстве во внутренние дела страны, уважении национального суверенитета и территориальной целостности друг друга. На этой встрече в качестве наблюдателей присутствовали представители РФ, Индии и Саудовской Аравии, Европейского союза и ОИК.
Тем не менее в условиях масштабного международного присутствия в стране её внутренняя и внешняя политика испытывает определённое воздействие со стороны зарубежных участников, многие из которых, в первую очередь его соседи, стремятся получить здесь свою зону влияния, зачастую выступая в качестве соперников, тем самым подрывая усилия по стабилизации внутри- и внешнеполитического положения А. Это, а также сильнейшая экономическая зависимость от стран-доноров в определённой мере ограничивают возможности А. полноценно играть роль самостоятельного субъекта международной политики.
Афганистан. в условиях переходного периода не имеет единой структуры Вооружённых сил. В стране существует множество вооружённых формирований общей численностью 200 тыс. чел. во главе с влиятельными полевыми командирами, которые используют эти формирования для удержания своей власти на местах.
Функции управления создаваемыми Вооружёнными силами А. осуществляют Министерство обороны, а также Министерство внутренних дел и советник премьер-министра по национальной безопасности. Помощь в создании афганских национальных Вооружённых сил оказывают США, Франция, Германия, Голландия и РФ. На январь 2004 при содействии этих стран были подготовлены около 6 тыс. солдат и офицеров Национальной армии.
 
Основной Закон нового афганского государства пока не разработан (ранее действовали конституции 1923, 1964, 1977, 1987 гг.). В период своего господства талибы объявили о разработке новой Конституции Афганистана, основанной на положениях Корана и Сунны и нормах ханифитского толка мусульманского права, однако этот акт так и не появился.
Органы законодательной и исполнительной власти у талибов окончательно не были сформированы. Избранный духовенством лидер талибов носил титул "повелителя правоверных" и обладал всей полнотой политической, военной и религиозной власти на контролируемой "Талибаном" территории. Свои властные функции он исполнял посредством издания указов (фирман).
На территориях, контролируемых антиталибской коалицией, постоянных структур власти пока не существует. По мере усиления военного контроля на территории страны предполагается созыв Лоя Джирги (Общенационального собрания) для решения вопросов государственного устройства Афганистана.
 
Правовая система
 
Общая характеристика
 
Афганистан входит в мусульманскую правовую семью. Правовая система Афганистана к началу 2000 г. находилась в состоянии хаоса. На территориях, контролируемых движением "Талибан", фактически действуют только нормы шариата в их традиционном виде. В других районах страны мусульманскому праву также отводится основная роль. Мусульманско-правовые нормы всегда пользовались исключительно большим авторитетом среди афганского населения, особенно в тех случаях, когда они совпадали с местными традициями и обычаями.
Исторически первой формой афганского права было обычное право племен, передававшееся в устной форме. С началом распространения ислама в Афганистане (VII в.) доминирующее положение по отношению к нормам обычного права стали занимать нормы мусульманского права. С 1747 г., когда образовалось централизованное афганское государство, появились первые законодательные акты светского характера, действующие параллельно с нормами шариата. История светского законодательства начинается с Судебника Ахмад-шаха 1747 г., изданного на языке пушту, который действовал вплоть до 70-х гг. XIX в. Этот Судебник запрещал действие норм обычного права с целью повысить авторитет центральной государственной власти и ликвидировать правовой хаос в стране.
Тем не менее до начала XX в. мусульманское и обычное право продолжали господствовать в правовой системе страны. Сам Афганистан являлся отсталым феодально-абсолютистским государством с сильными пережитками родоплеменных отношений.
После провозглашения в 1919 г. полной независимости страны пришедшие к власти прогрессивные элементы торговой буржуазии, помещиков и чиновничества Афганистана предприняли ряд реформ, направленных на модернизацию страны. В 1923 г. принята первая Конституция Афганистана (Основной закон Высокого Афганского государства). Она содержала "декларацию прав" афганцев. Конституция провозгласила равенство всех афганских подданных перед законом, гарантии личной свободы, свободу печати, тайны переписки, свободу образования торгово-промышленных компаний (о свободе образования политических партий, обществ, союзов и собраний в ней не говорилось), неприкосновенность права собственности и жилища, запретила всякие незаконные поборы и принудительные работы, подтвердила отмену рабства и пыток. Статья 13 Конституции 1923 г. установила, что "все суды свободны от всякого вмешательства", ввела гласное судопроизводство и предусмотрела новую организацию суда.
К числу важнейших социально-экономических реформ относились такие, как отмена многочисленных средневековых налогов и повинностей, провозглашение безусловной частной собственности на землю и ее свободной купли и продажи (включая бывшие вакуфные и государственные земли, поступившие в распродажу), ликвидация таможенных барьеров в межобластной торговле и др.
Каждое либеральное новшество встречало ожесточенное сопротивление реакционного духовенства и феодалов, добившихся отмены многих реформ. В 1928 г. был торжественно провозглашен примат шариата в законодательстве, управлении и суде. В 1931 г. принята новая Конституция, построенная по образцу и на основе Конституции 1923 г. с учетом поправок 1924 и 1928 гг., относящихся, в частности, к религии и шариату. Тогда же образован двухпалатный парламент. В 1964 г. в Афганистане была принята последняя монархическая Конституция, расширившая права выборных органов в области законодательной инициативы и контроля над правительством. Была разрешена деятельность политических партий.
В 1973 г. была свергнута монархия и провозглашена республика, что ознаменовало новый этап буржуазных реформ. В 1977 г. принята республиканская Конституция, в 1975 г. - Торговый кодекс и Закон о земельной реформе, в 1976 г. - Гражданский и Уголовный кодексы. Эти акты широко использовали идеи и институты романо-германской системы права, однако лишь в той мере, в какой они не противоречили принципам шариата.
После прихода к власти в апреле 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана в стране была предпринята, по сути, попытка построения социально-экономического и политического строя, близкого к тому, который господствовал в социалистических странах. В числе основных направлений политики режима были секуляризация всех сторон жизни, национализация промышленности, радикальная аграрная реформа с безвозмездной передачей земли крестьянству. В политической сфере установилась однопартийная диктатура НДПА. В ответ началось массовое вооруженное сопротивление, в основном под исламскими лозунгами.
В 1986 г. правительство НДПА провозгласило политику "национального примирения", фактически означавшую отказ от прежнего социалистического и антиисламского курса. Принятие в 1987 г. на заседании Лоя Джирги новой Конституции закрепило ведущую роль ислама и норм шариата в государственно-правовой системе и общественно-политической жизни страны. Однако эти меры уже не могли остановить гражданскую войну, приведшую в апреле 1992 г. к падению народно-демократического режима в Кабуле. В мае 1992 г. был распущен парламент, отменены все законы, противоречащие шариату.
Приход в большинстве районов страны к власти (включая столицу) движения "Талибан" привел к тотальной исламизации правовой системы и всех сторон общественной и личной жизни. На занятых территориях талибы запрещают женщинам работать, выходить одним на улицу, появляться в европейском платье и без чадры. Всем взрослым мужчинам предписано носить бороду. Полностью запрещено телевидение, уничтожаются фотографии, портреты, картины с изображением живых существ. Действуют сотни других запретов, издаваемых специальным Департаментом по надзору за соблюдением праведного образа жизни и борьбы со злом. В то же время с 1998 г. политика талибов стала несколько смягчаться (объявлено о признании права женщин получать образование и оплачиваемую работу).
Поскольку в стране к концу 2002 г. по-прежнему продолжалась гражданская война, единой и стабильной правовой системы на территории Афганистана не существовало. Основным источником права является непосредственно мусульманская правовая доктрина ханифитского толка. Вместе с тем многие племена наряду с мусульманским правом (а нередко и в гораздо большей степени) руководствуются древними нормами своего обычного права (адата), что усиливает партикуляризм афганской правовой системы.
 
Гражданское и смежные с ним
отрасли права
 
Регламентация основных сторон гражданско-правовых отношений в Афганистане, прежде всего личного статуса, права собственности, исторически сложилась под сильным воздействием мусульманского права ханифитского толка, в частности турецкой Маджаллы (крупнейшей кодификации мусульманского права, составленной в Османской империи в 1869-1876 гг.). Определенная часть исламских правовых положений кодифицирована в виде свода предписаний для судей, известного как Тамасак иль Кудат.
В 1976 г. принят Гражданский кодекс, концепция которого была в целом аналогична ГК арабских стран (Египта, Алжира, Сирии, Ирака, Иордании). Однако в отличие от них ГК Афганистана регулирует брачно-семейные отношения, вопросы опеки и наследования. Согласно ст.1 ГК в случае "молчания" закона судья должен был применять мусульманское право. После победы революции 1978 г. принят ряд актов, направленных на преодоление феодальных пережитков в брачно-семейном праве (в частности, Декрет об ограничении выкупа за невесту 1978 г.). С падением народно-демократического режима в 1992 г. все брачно-семейное законодательство утратило силу.
Регулирование коммерческих отношений в Афганистане в довоенный период было основано на нормах, заимствованных преимущественно из континентальной (романо-германской) правовой системы. В 1955 г. был принят Торговый кодекс, образцом для которого послужил турецкий Торговый кодекс 1926 г. В 1975 г. его сменил более современный ТК.
В 1943 г. был принят Закон о банкротстве, в 1960 г. - Закон о торговых марках, в 1963 г. - Закон о поощрении инвестиций частного иностранного капитала, в 1967 г. - Закон об иностранных и отечественных частных инвестициях. Большинство из этих актов давно утратили силу. Никакого современного регулирования экономических отношений не существует.
 
Уголовное право
 
Уголовное право Афганистана за последние десятилетия неоднократно изменяло вектор развития по мере того, как в стране менялись политические режимы, и в настоящее время полностью основано на нормах шариата, т.е. традиционном мусульманском деликтном праве (см. раздел "Саудовская Аравия"). Все законодательные акты должны строго соответствовать постановлениям шариата.
Принятый в период буржуазно-демократических реформ 1970-х гг. УК Афганистана 1976 г. (Закон о наказаниях 1976 г.) представлял собой законодательство, построенное на положениях континентальных систем уголовного права (прежде всего французской). Имелись, однако, и существенные отличия - была установлена возможность применения в ряде случаев наказаний по мусульманскому праву ханифитского толка (ст.1) за совершение таких преступлений, как убийство, разбой, употребление спиртных напитков, кража, прелюбодеяние и т.п.
По своей структуре Кодекс (523 статьи) делился на две книги, представляющие собой по существу Общую и Особенную части. Книги подразделялись на главы, подглавы и статьи. Первая книга имела 5 разделов: предварительные постановления, о преступлениях, виновных лицах, наказании, прекращении наказания. Вторая книга состояла из трех разделов: преступления и проступки против общих интересов, частных лиц, нарушения.
УК 1976 г. предусмотрел трехчленную квалификацию преступлений (джинаят, джанха, кабохат), в основу которой была положена тяжесть совершенного преступления. Джинаят - это преступление, наказуемое длительными сроками тюремного заключения (свыше 5 и до 15 лет) или даже смертной казнью. Джанха - преступление, за которое виновный может быть лишен свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет или подвергнут денежному штрафу в размере свыше 3 тыс. афгани. Кабохат - мелкое преступление (уголовно наказуемый проступок), наказуемое лишением свободы на срок от 24 часов до 3 месяцев или денежным штрафом в размере до 3 тыс. афгани.
К основным наказаниям по УК 1976 г. отнесены смертная казнь, лишение свободы и денежный штраф. Дополнительными наказаниями являются: лишение некоторых прав и привилегий, конфискация имущества, обнародование приговора. Наряду с наказанием были предусмотрены и "меры безопасности", применяемые судом к лицу при возможности совершения им нового преступления (направление лица по заключению врача в специальное лечебное учреждение - психиатрическое, психоневрологическое, запрет на занятие определенных должностей и т.д.).
Пришедшая к власти после падения в 1992 г. народно-демократического режима коалиция так называемых моджахедов начала активную реисламизацию уголовного законодательства, провозгласив, что все законодательные акты должны строго соответствовать постановлениям шариата. Курс на исламизацию уголовного права усилился с захватом почти всей территории страны талибами, при которых шариат (т.е. традиционное мусульманское деликтное право) стал едва ли не единственной основой правосудия. Начали широко применяться основные исламские виды наказаний (публичная смертная казнь, порка, членовредительство). После свержения режима талибов силами Северного альянса в конце 2001 г. новые кабульские власти подтвердили действие законов шариата в качестве основы уголовного правосудия, однако обещали несколько смягчить систему наказаний. Тем не менее судьба таких наказаний, как ампутация конечностей за кражу (разбой) и забивание камнями за прелюбодеяние пока остается нерешенной.
Некоторые афганские племена традиционно руководствуются при определении наказаний обычным правом.
 
Судебная система. Органы контроля
 
Единой судебной системы в стране нет. Судебная система, существовавшая при народно-демократическом режиме 1978-1992 гг., была разрушена. На территориях, контролируемых различными военно-политическими группировками, действуют собственные системы судебных органов. В основном это суды шариата и военные трибуналы (у талибов светских судов нет вообще). Никаких четких правовых рамок судопроизводства не существует, за исключением традиционных исламских процессуальных правил.
Высшим судебным органом талибов является Верховный суд (Стыра махкама). При нем действует "Центральный совет по изданию фетв", состоящий из авторитетных улемов и муфтиев. Этот орган является высшей инстанцией, выносящей окончательное решение относительно соответствия (или несоответствия) шариату тех или иных указов и решений всех ветвей власти, в том числе и самого "повелителя правоверных".
                                                                             Политические и религиозные партии и объединения 
 
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В АФГАНИСТАНЕ 
      
      Исламская Партия Афганистана
 
       Пешаварская семерка
      Шиитская  "восьмерка"
   Исламское общество Афганистана