"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2019 » Сентябрь » 23

40 лет ввода советских войск в Афганистан

40 лет ввода советских войск в Афганистан. Как это было
 
 
25 декабря 1979 года советские войска перешли границу Афганистана. Началась афганская война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, всего 3338 дней. Через эту войну прошли более 620 тысяч советских граждан (по другим данным более 1 млн.). Они представляли практически все народы и народности, проживавшие в республиках СССР.
В чем причина этой самой продолжительной в истории СССР войны? Причину надо искать еще задолго до начала ввода советских войск, а именно - в 1973 году. Тогда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к его родственнику Мухаммеду Дауду, объявившему Королевство Афганистан республикой. Однако просуществовал режим Дауда недолго. В 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Афганистан, по заявлениям партийного руководства, начал строить социализм. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало сторонников «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм.
И это в стране, где господствовали феодальные отношения, противостояние различных этносов, кланов, родов и племен, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность, где было 40 тысяч мечетей и около 300 тыс. мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в его самых консервативных формах.
Пожалуй, это была первая ошибка зашоренных примитивным пониманием марксизма престарелых советских лидеров. Ведь только лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический.
В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители – Нур Мохаммад Тараки и Хафизолла Амин) и «Парчам» (Бабрак Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама, при полном непонимании социалистических идей племенами терпели крах попытки устроить общественную жизнь по образу и подобию СССР. Оппозиция укрепляла свои ряды. Недовольство нарастало.
Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 г. в Герате - третьем по величине городе Афганистана. Не видя иной возможности удержаться у власти, Тараки обратился с просьбой к СССР ввести войска, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.
В сентябре 1979 г. всю власть в стране сосредоточил в своих руках Амин. По его приказу Тараки был убит, началось физическое уничтожение сторонников Тараки и Кармаля. Число жертв превысило 50 тысяч человек. Оппозиция контролировала уже 92% территории, ее вооруженные формирования составили 40 тысяч человек, началось демонстративное наращивание военной силы США в Персидском заливе и на острове Диего-Гарсия: авиация, флот, силы быстрого реагирования.
Здесь надо отметить, что обстановка в мире и на Ближнем и Среднем Востоке в конце 1970-х гг. складывалась не в пользу Советского Союза, позиции которого ослабевали. Возможная потеря «социалистического» Афганистана воспринималась в Москве крайне болезненно.
В то же время США прилагали усилия для втягивания СССР в войну в Афганистане. Так, советник президента Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский позже отмечал, что президент Картер еще до ввода советских войск подписал 3 июля 1979 года секретную директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле. Это, по мнению, Бжезинского, должно повлечь военное вмешательство Советов.
США, по словам Бжезинского, не принуждали русских вмешиваться, но сознательно увеличили вероятность того, чтобы они это сделали. «Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала возможность заманить русских в афганский капкан. Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну... . Фактически, Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи», говорил Бжезинский.
США активно использовали дезинформацию для убеждения Москвы в намерениях Вашингтона вторгнуться в Кабул и создать в Афганистане ракетные базы. Это было достаточно правдоподобно. Тем более, что Амин, по некоторым данным, еще в 60-е годы был связан с западными спецслужбами. Неблагонадежность Амина проявлялась и в том, что он вел секретные переговоры с Пакистаном и Китаем.
В начале декабря председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты интересов СССР в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.
8 декабря 1979 г. состоялось заседание «малого Политбюро» в составе: Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, глава МИД А.А. Громыко, главный идеолог М.А. Суслов и министр обороны маршал Д.Ф. Устинов. После долгих колебаний решили ввести в ДРА небольшой контингент - 75 - 80 тысяч человек. Ненадолго.
10 декабря заседали еще раз, пригласив начальника Генштаба маршала Николая Огаркова, который выступил против ввода войск. Маршал Устинов резко осадил его: «Вы что, будете учить Политбюро? Вам надлежит только выполнять приказания».
По личному приказу Устинова началось широкомасштабное мобилизационное развертывание соединений и частей Туркестанского и Среднеазиатского военных округов на границе с ДРА. Была поднята по сигналу «Сбор» 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия, которой отводилась роль основной ударной силы в предстоящих событиях. Развертывание было крупнейшим в советской армии с окончания Второй мировой войны. Примечательно, что в части и соединения 40-й общевойсковой армии было призвано из Узбекистана, Туркмении и Таджикистана более 32 тысяч военнослужащих запаса. Личный состав 5-й мотострелковой дивизии на 43,5% состоял из представителей местных национальностей, а в 108-й мотострелковой дивизии - 64%.
В течение двух недель десятки тысяч людей, техника — танки, вертолеты, БТР — двигались к границе. Наивно полагать, что американская разведка была не в курсе этих событий, передвижений войск, их скопления на границе и т. д. Возникает логичный вопрос — почему же американцы не подняли шум ещё до начала ввода советских войск в Афганистан? Почему не представили разведывательные сведения и доказательства «советской агрессии» на суд широкой мировой общественности? Может быть потому, что в Вашингтоне боялись спугнуть Политбюро ЦК КПСС, который вползал в самоубийственную афганскую авантюру?
12 декабря 1979 г. Политбюро приняло окончательное решение о вводе, оформив его в виде секретного постановления ЦК КПСС N 176/125 «К положению в «А».
Кстати, тогдашнее руководство КПСС не посчитало нужным вынести такой важный вопрос, как ввод войск в соседнюю страну, (а по-сути, вопрос о начале войны) на обсуждение высших государственных органов власти – Верховного Совета СССР или Совета Министров СССР. Ни указа Президиума Верховного Совета СССР, ни постановления Совета Министров СССР, ни какого-либо другого документа по вопросу ввода войск не принималось. Все указания отдавали устно. Поэтому юридически ввод войск был противозаконен.
Официально провозглашенная цель советского военного вторжения в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. В то же время замалчивался тот важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Х.Амина и замена его советским ставленником Б. Кармалем. Следовательно, ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована. Ведь это абсурд принять приглашение правительства и его главы ввести войска для того, чтобы уничтожить этого лидера вместе с правительством.
К тому же кого планировалось поставить на место тирана Амина? Бабрака Кармаля. Вот как характеризовал этого деятеля первый заместитель главкома сухопутных войск, главный военный советник в Афганистане генерал армии Майоров в своей книге «Правда об Афганской войне»: «В жизни своей я не любил дураков, лодырей и пьяниц. А тут все эти качества сосредоточились в одном человеке. И этот человек – вождь партии и глава государства!»
В целом же решение советского руководства о вводе войск ... Читать дальше »



Просмотров: 2253 | Подробнее