Оперативная группа Министерства обороны СССР
(ОГ МО СССР) была сформирована 13 декабря 1979 г. во главе с первым заместителем начальника Генштаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым. В нее вошли генералы и офицеры Генерального штаба, а также представители от всех видов и родов Вооруженных Сил СССР (ВС СССР), главных и центральных управлений МО СССР. В 22.00 14 декабря ОГ МО СССР была уже в Термезе, на советско-афганской границе, начала осуществлять координацию действий по вводу войск в Афганистан. Однако генерал армии С. Ф. Ахромеев заболел и 19 декабря убыл в Москву, а руководство ОГ МО СССР было возложено на первого заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза С.Л. Соколова, которого в связи с этим в середине декабря Д.Ф. Устинов отозвал из отпуска. Именно С.Л. Соколову пришлось осуществлять общее руководство советскими войсками при их подготовке и вводе в Афганистан.
На начальном этапе "афганской кампании" ОГ МО СССР проделала огромную организаторскую работу. Она осуществляла руководство перегруппировкой, отмобилизованием и вводом войск на территорию Афганистана, а также проведением мероприятий по устранению от власти Х. Амина и становлению режима Б. Кармаля. В последующие годы под ее руководством проводились наиболее крупные войсковые операции, а также решались наиболее сложные вопросы военно-политического характера...
Первой в Кабул еще 23 декабря 1979 года по согласованию с руководством ДРА прибыла Оперативная группа ВДВ. Она была сформирована из офицеров штаба ВДВ. Возглавлял ее заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Гуськов Н.Н. Оперативная группа ВДВ провела рекогносцировку районов размещения 103-го вдд и 345-го опдп в Кабуле и Баграме и маршрутов выхода подразделений после высадки к назначенным им районам. С 28 декабря она осуществляла управление и частями 108-ой мсд, так как управление 40-й армии было введено на территорию ДРА только в первых числах января 1980 года.
Одновременно по решению советского политического руководства в Афганистан вошла оперативная группа Министерства обороны СССР во главе с Маршалом Советского Союза Соколовым С.Л. и с этого времени оперативная группа ВДВ была упразднена.
Оперативная группа Минобороны СССР проработала в Афганистане 10 месяцев и в ноябре 1980 года возвратилась в Москву. В последующем она периодически выезжала в Афганистан на срок от 1,5 до 6-ти месяцев. До конца 1984 года ее неизменно возглавлял Маршал Советского Союза Соколов С.Л., а затем -- заместитель начальника Генерального штаба генерал армии Варенников В.И. Последний раз оперативная группа Министерства обороны СССР прибыла в Кабул 2 января 1987 года и покинула его 14 февраля 1989 года.
Присутствие оперативной группы Министерства обороны СССР в Афганистане было вынужденной мерой. Оно вызывалось следующими обстоятельствами:
1. Обстановка в этой стране требовала согласования и координации усилий всех советских представителей (посольства, партийных и военных советников, представительств КГБ и МВД СССР, советников и специалистов в экономических ведомствах ДРА, командования ТуркВО и 40-й армии и др.) по созданию условий для стабилизации положения в стране.
К сожалению, фактически никакой координации, а зачастую и простого взаимодействия, между представителями советских ведомств в Афганистане не было. Все они действовали разрозненно, по указаниям своего московского руководства, что не позволяло добиться необходимых результатов. Авторитетного общего руководителя всеми советскими представительствами, наделенного соответствующими полномочиями (в т.ч. и в отношении ОКСВ), в Афганистане не было до самого конца советского присутствия.
2. Боевые действия на территории Афганистана против отрядов и групп вооруженной оппозиции вели советские войска, а также соединения и части афганской армии, оперативные части МВД и МГБ Афганистана. В интересах достижения большего эффекта боевых действий необходимо было согласовывать усилия всех этих сил. Это мог бы осуществлять главный военный советник. Однако ему не была подчинена 40-я армия (даже когда главным военным советником был заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал армии Майоров А.М.). Представительства КГБ и МВД СССР и их руководители в Москве вообще считали главного военного советника только советником министра обороны ДРА (хотя официально он назывался -- Главный военный советник в ДРА) и строго следили, чтобы ГВС в ДРА "не лез в чужой монастырь" и не выдавал рекомендаций по ведению боевых действий непосредственно министрам госбезопасности и внутренних дел ДРА, минуя соответствующие представительства.
3. Подавляющее большинство вопросов в Афганистане, в том числе и военных, требовало решений высшего руководства ДРА и НДПА, решений Б.Кармаля как Генерального секретаря ЦК НДПА и Председателя Ревсовета ДРА. Фактически же право выхода на столь высокий уровень афганского руководства имел только советский посол, который был связан правилами дипломатической службы, подчиненностью МИД СССР, что значительно затрудняло работу.
Учитывая все это, Министерство обороны вынуждено было направить в ДРА (РА) авторитетных руководителей: заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза Соколова С.Л. и затем заместителя начальника Генерального штаба генерала армии Варенникова В.И. Они могли встречаться и решать важные вопросы не только с руководством Министерства обороны ДРА (РА), но и с политическим руководством страны.
4. Причиной направления оперативных групп Министерства обороны СССР в ДРА до конца 1984 года было также то, что Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Устинов Д.Ф. не до конца верил в способность командования ТуркВО и 40-й армии должным образом организовать боевую деятельность ОКСВ. Он считал, что в Афганистане необходим "толкач", роль которого Устинов Д.Ф. отводил оперативной группе.
В связи с такими представлениями министра обороны СССР оперативная группа зачастую вынуждена была вмешиваться в боевую деятельность ОКСВ, в непосредственное управление войсками. Например, ежедневное рассмотрение поступавшей разведывательной информации с участием представителей различных видов разведки (прерогатива штаба армии) осуществлялось в оперативной группе. Там же принимались решения на реализацию разведывательной информации. Командующий 40-й армией получал уже готовое решение на применение сил и средств своей армии, подписанное руководителем оперативной группы. В оперативной группе, под руководством ее начальника разведки проходили ежедневные координационные совещания по разведке. Были даже попытки силами оперативной группы руководить конкретными операциями (таких операций было проведено всего две).
Руководителям оперативной группы по поручению министра обороны СССР, каждый раз одобряемыми комиссией Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, приходилось часто встречаться и беседовать с Б.Кармалем, другими государственными, партийными и военными деятелями ДРА по вопросам усиления борьбы с контрреволюцией силами самих афганцев и стабилизации военно-политической обстановки в Афганистане. При этом они стремились побудить афганскую сторону более полно и в срок выполнять рекомендации советского политического руководства. Однако такие встречи не носили регулярного характера.
В интересах повышения эффективности борьбы против оппозиционных афганских сил руководству оперативной группы фактически приходилось координировать усилия всех советских представительств в ДРА (РА).
Официально же такое право руководством СССР не давалось ни Соколову С.Л., ни сменившему его Варенникову В.И., поскольку они были только представителями Министерства обороны СССР. Здесь сыграли роль их личные качества, способность найти общий язык с представителями других ведомств, готовность взять на себя ответственность за принятые решения. Достойно сожаления, что советское руководство не прислушалось к предложениям Министерства обороны СССР и не назначило в Афганистан своего полномочного представителя еще в 1980 году.
После того как Маршал Советского Союза Соколов С.Л. стал министром обороны СССР в конце 1984 года, а оперативную группу возглавил генерал армии Варенников В.И. функции оперативной группы несколько изменились. До конца 1986 года она продолжала работать в ДРА периодически. После принятия советским политическим руководством окончательного решения на вывод советских войск из Афганистана оперативная группа 2 января 1987 года вновь прибыла в Кабул и покинула его только 14 февраля 1989 года.
Особенностью работы оперативной группы на этом этапе было то, что она совершенно не вмешивалась в деятельность командующего и штаба 40-й армии, командиров всех степеней, не подменяла их, не ограничивала самостоятельности в принятии решений и претворении их в жизнь в Афганистане. Вместе с тем через оперативную группу командующий и штаб армии имели выход непосредственно на центральные планирующие и довольствующие органы Министерства обороны СССР, что позволяло более оперативно решать все вопросы боевой деятельности и всестороннего обеспечения соединений и частей армии.
Основное внимание оперативная группа сосредоточивала на оказании помощи командованию ВС ДРА (РА) и главному военному советнику в повышении боеспособности и боеготовности афганских войск, их самостоятельной боевой деятельности, без участия советских подразделений.
Весной 1987 года Оперативной группой оказана помощь афганской стороне в создании Ставки Верховного Главнокомандующего ДРА как постоянно действующего органа управления вооруженными силами. До создания Ставки ВГК управление силами, ведущими вооруженную борьбу с отрядами мятежников, министры обороны, внутренних дел и госбезопасности осуществляли самостоятельно, независимо друг от друга, без всякой координации своих усилий.
С созданием Ставки ВГК общее руководство боевыми действиями с афганской стороны взял на себя Верховный Главнокомандующий ВС ДРА (РА) Наджибулла. При этом заседания проходили ежедневно с 8.00 утра под председательством Наджибуллы. С афганской стороны на заседаниях Ставки присутствовали министры обороны, госбезопасности, внутренних дел, начальник Генерального штаба, заведующий отделом обороны и юстиции ЦК НДПА. По мере необходимости, в зависимости от рассматриваемых вопросов, на заседания Ставки приглашались другие военные и гражданские руководители. С советской стороны в работе Ставки постоянно участвовали руководитель оперативной группы Министерства обороны СССР и главный военный советник в ДРА. С основным докладом об общей обстановке в стране и характере деятельности вооруженных сил на заседаних Ставки выступал начальник Генерального штаба. Его доклад дополнялся министрами. После них свои оценки и выводы докладывал главный военный советник. Руководитель оперативной группы Министерства обороны СССР знакомил Наджибуллу и министров с деятельностью советских войск и высказывал свои рекомендации и просьбы. Итоги подводил Наджибулла. На заседаниях Ставки, им принимались решения, вытекающие из сложившейся обстановки и советских рекомендаций, высказывались пожелания по привлечению советских подразделений к операциям в том или ином районе страны. Зачастую на заседаниях Ставки решались политические и экономические вопросы.
Оперативная группа проводила большую работу по оказанию помощи руководству ДРА в вопросах повышения укомплектования вооруженных сил офицерами, повышения роли афганской армии в разгроме отрядов и групп оппозиции, по усилению прикрытия границы с Пакистаном и Ираном, по укреплению и повышению активности пограничных войск, по первоочередному укомплектованию личным составом, вооружением и техникой соединений и частей на основных направлениях, откуда советские войска должны были уйти в первую очередь, и т. п.
Работа Оперативной группы в советских войсках проводилась по нескольким направлениям.
Основное внимание сосредоточивалось на недопущении неоправданных потерь личного состава и боевой техники. Любой факт потери людей и техники анализировался совместно со штабами армии, соединений и частей. Некоторые случаи расследовались лично руководителем ОГ МО СССР.
Оказывалась практическая помощь в подготовке войск к боевым действиям. Проверялось фортификационное оборудование сторожевых застав и постов, принимались меры по повышению их боевых возможностей и защищенности. Уделялось внимание разведывательному обеспечению боевых действий. Принимались меры по совершенствованию тактики действий в бою как общевойсковых, так и авиационных частей и подразделений. Постоянно рассматривались решения командиров и планы боевых действий.
Оперативной группой совместно с аппаратом главного военного советника и командованием ОКСВ принимались меры по снижению участия советских войск в активных боевых действиях за счет максимального привлечения к ним афганских частей и подразделений с тем, чтобы афганские войска приобрели возможно больший боевой опыт и ответственности при самостоятельном решении всех многообразных задач.
Уделялось внимание стабилизации обстановки политическими методами путем переговоров в разных районах страны. Непосредственно оперативной группой организовывались также некоторые экономические мероприятия.
Однако, такая работа советских офицеров, в т.ч. и руководителя ОГ МО СССР, не всегда встречала понимание со стороны афганских должностных лиц, которые доносили своему руководству (особенно этим грешили сотрудники МГБ РА), что якобы советские командиры ведут переговоры в ущерб интересам Афганистана, так как не хотят воевать с противником. Представительство КГБ СССР также ревниво относилось к такой деятельности, считая, что подобные переговоры офицеры ОКСВ вести не должны -- их дело воевать, а не заниматься политической деятельностью, о чем оно и информировало свое руководство в Москве.
Важным направлением деятельности оперативной группы Министерства обороны СССР в Афганистане была подготовка советских войск к выводу из РА, его планирование и осуществление. Одновременно оперативная группа занималась оснащением афганской армии, оперативных частей МГБ и МВД РА, принимала участие в формировании подразделений для замены советских войск на сторожевых заставах, а также Гвардии особого назначения РА, оказывала помощь афганскому командованию в создании нового для афганцев рода войск -- ракетных бригад и дивизионов.
Таким образом, оперативная группа Министерства обороны СССР в Афганистане вела большую и разнообразную работу в советских войсках, в соединениях и частях афганской армии, частях МГБ и МВД ДРА (РА). Она оказывала значительное влияние на политическое и военное руководство страны, побуждая его строго и четко выполнять все наши рекомендации. Вела большую политическую работу. Осуществляла постоянную конструктивную связь с контрольными органами ООН в Кабуле, информируя о ходе вывода советских войск и обращая внимание на нарушения женевских договоренностей пакистанской администрацией.
Оперативная группа сыграла важную роль в управлении Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, повышении боеспособности афганских вооруженных сил, в приобретении ими способности самостоятельно, без советских войск, противостоять натиску контрреволюции. По мере сил и возможностей оперативная группа координировала деятельность советских представительств в Афганистане, стремясь направить усилия всех советских и афганских ведомств на содействие стабилизации военно-политической обстановки в стране.
Штатная группа представителей Генерального штаба. В связи с тем, что оперативная группа Министерства обороны СССР до конца 1986 года находилась в Афганистане периодически, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Ахромеев С.Ф. по согласованию с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Соколовым С.Л. в марте 1985 года учредил и направил в Афганистан штатную группу представителей Генерального штаба (ОГ Генштаба ВС СССР) с постоянным местом ее дислокации в г. Кабул. ОГ Генштаба ВС СССР возглавляли генералы для особых поручений начальника Генерального штаба: генерал-майор Б.В.Громов (март 1985г. - апрель 1986г.), генерал-майор Ю.В.Ярыгин (апрель 1986г. - май 1987 г.), генерал-майор В.С.Кудлай ( май 1987 г. - январь 1989 г.). Кроме того, при выводе советских войск для руководства созданием 3-хмесячных запасов для ВС РА была направлена Специальная ОГ Генштаба ВС СССР, которую возглавлял генерал-майор А.Г.Гапоненко ( май 1988 г. - январь 1989 г.).
ОГ Генштаба ВС СССР была создана в таких целях:
- осуществления непосредственной проверки на местах выполнения штабами и войсками, советскими военными советниками при соединениях и частях армии ДРА директив и приказов министра обороны СССР, начальника Генерального штаба по подготовке, ведению боевых действий и всестороннему их обеспечению, а также приказов и директив Главнокомандующего войсками Южного направления, командующего войсками ТуркВО и 40-й армии, главного военного советника в РА;
- обеспечения Генерального штаба ВС СССР своевременной и точной информацией о подготовке и ведении боевых действий;
- оказания помощи штабам и войскам 40-й армии и советникам в ВС РА в организации мероприятий по обеспечению выполнения стоящих боевых задач;
- осуществления контроля и содействия в согласовании между командованием ОКСВ и аппаратом ГВС в РА вопросов, касающихся их деятельности в интересах выполнения ими совместных боевых задач;
- изучения опыта боевых действий в Афганистане, способов применения новых средств вооруженной борьбы и тактических приемов, методов управления в бою в особых условиях РА советскими и афганскими войсками.
Во время пребывания в Афганистане оперативной группы Министерства обороны группа представителей Генерального штаба входила в ее состав и работала по плану руководителя ОГ МО СССР.
Командующим войсками ТуркВО в Афганистан направлялась своя оперативная группа. Она была незначительной по составу и работала только в войсках 40-й армии, оказывая помощь ее командованию. Эта оперативная группа не могла выходить на афганскую сторону с предложениями и пожеланиями, а также на советского посла и других советских представителей. Она занималась только вопросами боевой подготовки и боевой деятельности армии, а ее руководитель (как правило заместитель начальника штаба округа) мог руководить боевыми действиями частей и подразделений армии только по плану командующего армии.
Особенности организации управления советскими войсками.
В Генеральном штабе план ввода войск в Афганистан заранее не разрабатывался, поэтому общая директива на отмобилизование войск и органов управления не отдавалась. Соединения и части приводились в готовность после соответствующих устных указаний министра обороны СССР Д.Ф. Маршала Советского Союза Устинова.
Со середины декабря 1979 г. усиленными темпами началось формирование контингента войск для ввода в Афганистан. Его основу составили пополненные соединения и части, дислоцированные в ТуркВО, которые почти все были кадрированные. Доукомплектовывались они за счет местных ресурсов из запаса. С учетом того, что представители Среднеазиатских республик служили, как правило, в строительных частях и мотострелковых войсках, подготовка их была невысокой. Войска приводились в готовность распорядительным порядком, на основании отдельных распоряжений Генштаба. Всего за три недели было отдано более тридцати таких распоряжений.
В Главном оперативном управлении (ГОУ) Генштаба, работала специальная группа генералов и офицеров от всех видов и родов войск Вооруженных Сил, которая готовила проекты директив министра обороны СССР и начальника Генерального штаба на отмобилизование и обеспечение ввода войск в ДРА, планировала и осуществляла перевозки войск, техники, вооружения, материальных средств к афганской границе, проводила организационные мероприятия, а также постоянно отслеживала военно-политическую обстановку в Афганистане, делая ее анализ.
Распоряжение об отмобилизовании полевого управления 40-й армии было отдано 16 декабря 1979 г. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Ю.В. Тухаринов, членом военного совета - начальником политотдела армии - генерал-майор А.В. Таскаев, начальником штаба армии - генерал-майор Л.Н. Зевцов-Лобанов, начальником разведки - генерал-майор А.А. Корчагин.
Конкретные задачи на ввод и размещение на афганской территории определялись в директиве N 312/12/001, подписанной министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым и начальником Генерального штаба Н.В. Огарковым, направленной в войска 24 декабря 1979-го. В частности, приводилось такое объяснение предпринимаемого шага: "С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств...". Далее войскам ставились задачи на марш и размещение в Афганистане. Участие в боевых действиях не предусматривалось.
Конкретные боевые задачи соединениям и частям на подавление сопротивления мятежников были поставлены в директиве министра обороны СССР от 27 декабря N 312/12/002.
Командующий 40-армией генерал-лейтенант Ю.В.Тухаринов 31 декабря 1979 г. с воспалением легких оказался в госпитале, а на следующий день заболел и начальник штаба армии генерал-майор Л.Н.Лобанов. В связи с этим командующий войсками ТуркВО генерал-полковник Ю.П.Максимов прибыл в Кабул и взял руководство войсками на себя.
Характер и особенности боевой деятельности советских войск в Афганистане наложили свой отпечаток и на организацию управления войсками. Управление войсками осуществлялась со стационарных и подвижных командных пунктов.
Стационарные командные пункты армии, ВВС, дивизий, бригад, полков были созданы сразу после ввода советских войск на территорию Афганистана в занятых ими пунктах постоянной дислокации. Кроме того, были созданы пункты наведения (ПН) авиации на аэродромах Шинданд, Джелалабад(с 1984 г.) и Кандагар и ПУ ЕС УВД (с 1985 г. РЦ ЕС УВД) группы взаимодействия с КП ПВО и ВВС РА. Стационарные командные пункты управляли всей повседневной жизнью и деятельностью подчиненных войск, а также их боевыми действиями.
Основу стационарных командных пунктов составляли центры боевого управления (ЦБУ), которые были образованы во всех звеньях управления от армии до полка, во всех батальонах СПН и в отдельно стоящих общевойсковых батальонах. До 1981 года дежурные смены ЦБУ на каждые сутки формировались за счет офицеров управлений штаба армии, соединений и полков. Позднее они стали штатными. Боевые смены ЦБУ возглавляли заместители командующего (командиров), начальники отделов (отделений).
Основными задачами ЦБУ были:
- сбор повседневной и боевой информации, ее обобщение и доклад командующему (командирам) и начальникам штабов;
- передача решений командующего (командиров) войскам и другим исполнителям;
- согласование всех данных обстановки с аппаратом главного военного советника в РА (военными советниками в зонах или при командирах ближайших афганских частей);
- ежедневный доклад повседневной и боевой информации в вышестоящие звенья управления;
- обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного управления подчиненными войсками.
Главнейшей обязанностью ЦБУ всех командных пунктов было обеспечение общего руководства боевыми действиями в своей зоне ответственности. На всех ЦБУ были оборудованы рабочие места командующего (командиров), начальников штабов и оперативных отделов (отделений). Каждое утро на ЦБУ армии командующий заслушивал общую обстановку и разведывательную информацию, поступившую к 8.00, и принимал решение на ее реализацию. При этом командующий определял, какую разведывательную информацию и какими силами и средствами берет на реализацию 40-я армия, какие силы потребуются для совместных действий от афганской армии, а какую информацию желательно было бы реализовать самостоятельно афганскими средствами. Тут же готовились необходимые распоряжения соединениям и частям 40-й армии.
После этого в штабе армии проходило координационное совещание по разведке. На нем принимали участие начальник штаба главного военного советника в ДРА, советник начальника разведки Генерального штаба ВС ДРА, сотрудники аппаратов представительств КГБ и МВД СССР при МГБ и МВД ДРА, начальник штаба и начальник разведки 40-й армии, офицеры разведывательного и оперативного отделов, штабов Ракетных войск и артиллерии (РВ и А) и ВВС армии, представители советнического аппарата ВВС ДРА. На этом совещании происходил обмен разведывательной информацией, добытой различными органами и видами разведки, анализ ранее поступившей информации, доводилось решение командующего армией на реализацию информации силами советских соединений и частей.
На совещании формировались рекомендации афганскому командованию на ведение самостоятельных боевых действий и просьбы на выделение сил и средств для ведения совместных с советскими войсками действий в соответствии с решениями командующего 40-й армии.
Аналогичная работа ежедневно проходила в соединениях и частях советских войск применительно к зонам их ответственности.
Кроме ЦБУ в штабе 40-й армии (в составе командного пункта) создавались и функционировали другие управленческие структуры. После появления в отрядах оппозиции большого количества радиосредств силами и средствами армии была организована целенаправленная борьба с ними. Она включала радиоэлектронное подавление РЭС противника и их уничтожение ударами авиации, огнем артиллерии и действиями войск. Для управления силами и средствами радиоэлектронной борьбы в штабе 40-й армии была создана специальная группа управления "Экран", в которую входили представители оперативного управления, радиоразведки, штабов артиллерии и ВВС, другие специалисты.
Для управления силами и средствами, ведущими борьбу с караванами противника путем проведения засадных действий в рамках армейского плана, с весны 1984 года на КП армии действовала группа управления "Завеса". Она координировала в основном засадные действия подразделений СПН и войсковой разведки. Возглавлял эту группу заместитель начальника штаба армии. С весны 1987 года к ведению засадных действий по плану армии были привлечены и общевойсковые подразделения (ранее они вели засадные действия по планам соединений и частей). С этого времени координацию всей засадной деятельности стала осуществлять группа управления "Барьер" (вместо группы "Завеса").
Управление всей повседневной и боевой деятельностью авиации, в том числе привлекаемой с территории Советского Союза, осуществлял командный пункт авиации, развернутый при штабе 40-й армии.
Подвоз материальных средств для обеспечения жизни и деятельности ОКСВ, в основном, производился автомобильным транспортом. Для этой цели было задействовано 96 ротных автомобильных колонн. Ежедневно в пути находилось 1500--2000 автомобилей.
Для управления всеми автомобильными перевозками на территории РА при штабе тыла 40-й армии был создан Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и две его оперативные группы -- "Саланг" (на перевале Саланг) и в Шинданде. ЦДП подчинялись диспетчерские пункты и диспетчерские посты на маршрутах. Ядром ЦДП была группа боевого управления.
Все эти органы и группы управления тесно взаимодействовали с ЦБУ армии и в установленные сроки информировали его об обстановке в сфере своей ответственности и о принятых решениях и мерах.
Особенностью управления боевыми действиями в Афганистане было то, что руководили подразделениями, ведущими бой, не штатные органы соединений и частей, а специально назначаемые оперативные группы. Это было связано с тем, что, как правило, дивизии и полки выполняли сразу несколько различных задач, каждая из которых требовала непрерывного и твердого управления.
Оперативные группы по руководству боевыми действиями (операциями) в зависимости от масштабов боевых действий и количества привлекаемых сил и средств (советских и афганских) состояли из 8--15 человек. Первоначально они каждый раз формировались непосредственно перед выходом на боевые действия, были сводными, непосредственным планированием не занимались, а получали уже готовый план боя, разработанный соответствующим штабом.
С 1981 года руководители операций и их группы управления в армии, дивизиях и полках стали отдаваться специальными приказами заранее, на весь год, с персональным перечислением всего состава групп. Офицеры стали четко знать, кто в какую группу входит, кто является руководителем и когда та или иная группа будет управлять боевыми действиями. Руководителями операций этими приказами определялись -- командующий армией, командиры дивизий, бригад, полков, начальники штабов, заместители командующего (командиров), а также заместители начальника штаба армии. Группы управления проводили занятия по боевому слаживанию и вместе с руководителем операции составляли готовые в любое время к действиям аппараты управления. Они сами разрабатывали каждую операцию, которой должны были управлять, на основе решения своего руководителя и принимали участие в подготовке выделенных для ее проведения войск. Группы управления (оперативные группы) несли полную ответственность за подготовку и проведение той или иной операции.
Боевыми действиями, как правило, руководили:
- подразделениями, выделенными от одного полка, -- группа управления полка;
- подразделениями, выделенными от разных полков одной дивизии, -- группа управления дивизии;
- подразделениями, выделенными от разных дивизий -- группы управления армии.
Наиболее сложными и масштабными операциями руководил командующий армией со своей группой управления.
Руководитель операции (независимо от уровня) управлял боевыми действиями с подвижного командного пункта на бронебазе. В связи с особыми условиями боевых действий в Афганистане и малочисленностью групп управления, другие пункты управления, как правило, не развертывались. Все офицеры, занятые управлением и обеспечением боевых действий, располагались совместно с руководителем операции на одном пункте управления, использовали единый узел связи, находились под единой охраной. Основу подвижного командного пункта, как и стационарного, составлял ЦБУ.
Подвижные командные пункты всех инстанций размещались вблизи района боевых действий и перемещались, как правило, один раз в сутки. Управление войсками осуществлялось только с места. Попытки управлять подразделениями в движении из-за особых условий распространения радиоволн в горах большей частью были безуспешными.
При выборе места расположения командного пункта главное внимание обращалось не на условия визуального наблюдения за действиями войск (хотя это и было очень желательно), а на возможность поддержания непрерывной, устойчивой связи с подразделениями, ведущими бой, авиацией и вышестоящими органами управления. В связи с этим командные пункты располагались на господствующих высотах, а при невозможности -- в створе с ущельями, по которым продвигались подразделения.
Если войска действовали по расходящимся ущельям, по КП развертывался на стыке ущелий. В извилистых ущельях приходилось местоположение КП менять чаще, чтобы не потерять связь на участках, прикрытых горными массивами. При этом руководитель операции стремился каждое новое положение КП выбирать на изломе ущелья.
Обстановка иногда вынуждала руководителя операции выдвигаться на командный пункт подчиненной инстанции со своими средствами связи и небольшой группой управления. Так в необходимых случаях возникал передовой командный пункт.
Несмотря на то, что запасные командные пункты не создавались, принцип непрерывности управления строго соблюдался. Это достигалось за счет передачи управления при перемещениях командных пунктов на стационарные пункты управления или на командные пункты подчиненных инстанций управления. На период перемещения КП руководителя операции эти командные пункты выступали в роли своеобразных ЗКП.
Управление боевыми действиями авиации осуществлялось со стационарных командных пунктов ВВС армии и авиационных частей и с пункта управления оперативной группы ВВС при руководителе операции (создавался на период проведения операции), а также группами боевого управления (ГБУ) и авианаводчиками. Поскольку войска в большинстве случаев вели боевые действия усиленными батальонами в отдельных районах, а на некоторых направлениях и ротами, потребовалось обеспечить связь с авиацией непосредственно их командирам. Эта проблема была решена за счет выделения авианаводчиков (штатных и нештатных) с радиостанциями в роты и батальоны.
Управление боевыми действиями дежурных подразделений производилось со стационарных пунктов управления частей, высылавших эти подразделения. Непосредственное руководство боем осуществляли штатные командиры дежурных подразделений со своих подвижных командно-наблюдательных пунктов. При этом, как правило, вместе с командиром дежурного подразделения находились артиллерийские корректировщики и авиационные наводчики.
После завершения боевых действий и возвращения участвовавших в них войск в пункты дислокации руководители операций по каждой из них составляли подробные отчеты, которые вместе с планами операций направлялись в штабы 40-й армии и ТуркВО.
Опыт боевой деятельности советских войск в Афганистане показал необходимость определенной децентрализации управления войсками, что в конкретных условиях ДРА делало его более гибким без нарушения общих принципов управления.
Об управлении Пограничными войсками КГБ СССР
Пограничные войска КГБ СССР (ПВ) по согласованию с афганской стороной постепенно наращивали свое присутствие в Афганистане.
В начале марта 1979 г. для усиления охраны посольства СССР в Кабуле прибыла группа пограничников в составе 20-ти человек со средствами усиления (служебные собаки, сигнальные приборы, приборы ночного наблюдения и пр.), а 4 сентября на боевое дежурство в посольском городке прибыла отдельная рота ПВ в численностью 50 человек.
В апреле - мае 1979 г. прибыли 23 офицера-пограничника для советнической работы в пограничной службе ДРА.
Летом 1979 г. в ДРА направлен постоянный представитель советских погранвойск генерал-майор А.А. Власов - начальник управления ПВ.
Команда на переход государственной границы для спецподразделений ПВ поступила 6 января 1980 г. С рассвета 7 января первые отряды перешли через границу. Операцией по вводу пограничных подразделений на афганскую территорию руководил начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа генерал-майор И.Г. Карпов.
В боевых действиях принимали участие спецподразделения ПВ - сводные боевые отряды (СБО), мотоманевре