О работе Оперативных груп­п
Министерства обороны и Генерального штаба ВС СССР в Афганистане.

Оперативная группа Министерства обороны СССР
(ОГ МО СССР) была сформирована 13 декабря 1979 г. во главе с первым заместителем начальника Генштаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым. В нее вошли генералы и офицеры Генерального штаба, а также представители от всех видов и родов Вооруженных Сил СССР (ВС СССР), главных и центральных управлений МО СССР. В 22.00 14 декабря ОГ МО СССР была уже в Термезе, на советско-афганской границе, начала осуществлять координацию действий по вводу войск в Афганистан. Однако генерал армии С. Ф. Ахромеев заболел и 19 декабря убыл в Москву, а руководство ОГ МО СССР было возложено на первого заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза С.Л. Соколова, которого в связи с этим в середине декабря Д.Ф. Устинов отозвал из отпуска. Именно С.Л. Соколову пришлось осуществлять общее руководство советскими войсками при их подготовке и вводе в Афганистан.
На начальном этапе "афганской кампании" ОГ МО СССР проделала огромную организаторскую работу. Она осуществляла руководство перегруппировкой, отмобилизованием и вводом войск на территорию Афганистана, а также проведением мероприятий по устранению от власти Х. Амина и становлению режима Б. Кармаля. В последующие годы под ее руководством проводились наиболее крупные войсковые операции, а также решались наиболее сложные вопросы военно-политического характера...
Первой в Кабул еще 23 декабря 1979 года по согласова­нию с руководством ДРА прибыла Оперативная группа ВДВ. Она была сформирована из офицеров штаба ВДВ. Возглавлял ее заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Гуськов Н.Н. Оперативная группа ВДВ провела рекогносцировку районов размещения 103-го вдд и 345-го опдп в Кабуле и Баграме и маршрутов выхода подразделений после высадки к назна­ченным им районам. С 28 декабря она осуществляла управле­ние и частями 108-ой мсд, так как управление 40-й армии было введено на территорию ДРА только в первых числах января 1980 года.
Одновременно по решению советского полити­ческого руководства в Афганистан вошла оперативная груп­па Министерства обороны СССР во главе с Маршалом Со­ветского Союза Соколовым С.Л. и с этого времени оперативная группа ВДВ была упразднена.
Оперативная группа Минобороны СССР прорабо­тала в Афганистане 10 месяцев и в ноябре 1980 года возвра­тилась в Москву. В последующем она периодически выезжала в Афганистан на срок от 1,5 до 6-ти месяцев. До конца 1984 года ее неизменно возглавлял Маршал Советского Союза Соколов С.Л., а затем -- заместитель начальника Ге­нерального штаба генерал армии Варенников В.И. После­дний раз оперативная группа Министерства обороны СССР прибыла в Кабул 2 января 1987 года и покинула его 14 фев­раля 1989 года.
Присутствие оперативной группы Ми­нистерства обороны СССР в Афганистане было вынужден­ной мерой. Оно вызывалось следующими обстоятельствами:
1. Обстановка в этой стране требовала согласова­ния и координации усилий всех советских представителей (посольства, партийных и военных советников, представительств КГБ и МВД СССР, советников и специалистов в экономических ведомствах ДРА, командования ТуркВО и 40-й армии и др.) по созданию условий для стабилизации положения в стране.
К сожалению, факти­чески никакой координации, а зачастую и простого взаимо­действия, между представителями советских ведомств в Аф­ганистане не было. Все они действовали разрозненно, по ука­заниям своего московского руководства, что не позволяло добиться необходимых результатов. Авторитетно­го общего руководителя всеми советскими представитель­ствами, наделенного соответствующими полномочиями (в т.ч. и в отношении ОКСВ), в Афганистане не было до самого конца советского присутствия.
2. Боевые действия на территории Афганистана против от­рядов и групп вооруженной оппозиции вели советские вой­ска, а также соединения и части афганской армии, оперативные части МВД и МГБ Афганистана. В интересах достиже­ния большего эффекта боевых действий необходимо было согласовывать усилия всех этих сил. Это мог бы осу­ществлять главный военный советник. Однако ему не была подчинена 40-я армия (даже когда главным военным советником был заместитель Главнокомандующего Сухопут­ными войсками генерал армии Майоров А.М.). Представи­тельства КГБ и МВД СССР и их руководители в Москве вообще считали главного военного советника только советником министра обороны ДРА (хотя официально он назывался -- Главный военный со­ветник в ДРА) и строго следили, чтобы ГВС в ДРА "не лез в чужой монастырь" и не выдавал рекомендаций по ведению боевых действий непосредственно министрам госбезопасно­сти и внутренних дел ДРА, минуя соответствующие представительства.
3. Подавляющее большинство вопросов в Афганистане, в том числе и военных, требовало решений высшего руковод­ства ДРА и НДПА, решений Б.Кармаля как Генерального секретаря ЦК НДПА и Председателя Ревсовета ДРА. Факти­чески же право выхода на столь высокий уровень афганского руководства имел только советский посол, который был свя­зан правилами дипломатической службы, подчиненностью МИД СССР, что значительно затрудняло работу.
Учитывая все это, Министерство обороны вынуждено было направить в ДРА (РА) авторитетных руководителей: за­местителя министра обороны СССР Маршала Советского Со­юза Соколова С.Л. и затем заместителя началь­ника Генерального штаба генерала армии Варенникова В.И. Они могли встречаться и решать важные вопросы не только с руководством Министерства обороны ДРА (РА), но и с политическим руководством страны.
4. Причиной направления оперативных групп Министерства обороны СССР в ДРА до конца 1984 года было также то, что Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Усти­нов Д.Ф. не до конца верил в способность командования ТуркВО и 40-й армии должным образом организовать боевую де­ятельность ОКСВ. Он считал, что в Афганистане необходим "толкач", роль которого Устинов Д.Ф. отводил оперативной группе.
В связи с такими представлениями министра оборо­ны СССР оперативная группа зачастую вынуждена была вмешиваться в боевую деятельность ОКСВ, в непосредствен­ное управление войсками. Например, ежедневное рассмот­рение поступавшей разведывательной информации с учас­тием представителей различных видов разведки (прерогатива штаба армии) осуществлялось в оперативной группе. Там же принимались решения на реализацию разведывательной ин­формации. Командующий 40-й армией получал уже готовое решение на применение сил и средств своей армии, подпи­санное руководителем оперативной группы. В оперативной группе, под руководством ее начальника разведки проходи­ли ежедневные координационные совещания по разведке. Были даже попытки силами оперативной группы руководить конкретными операциями (таких операций было проведено всего две).
Руководителям оперативной группы по поручению министра обо­роны СССР, каждый раз одобряемыми комиссией Полит­бюро ЦК КПСС по Афганистану, приходилось часто встре­чаться и беседовать с Б.Кармалем, другими государственны­ми, партийными и военными деятелями ДРА по вопросам усиления борьбы с контрреволюцией силами самих афган­цев и стабилизации военно-политической обстановки в Аф­ганистане. При этом они стремились побудить афганскую сто­рону более полно и в срок выполнять рекомендации совет­ского политического руководства. Однако такие встречи не носили регулярного характера.
В интересах повышения эффективности борьбы против оппозиционных афганских сил руководству оперативной группы фактически приходилось координировать усилия всех советских представительств в ДРА (РА).
Официально же такое право руководством СССР не давалось ни Соколову С.Л., ни сменившему его Варенникову В.И., поскольку они были толь­ко представителями Министерства обороны СССР. Здесь сыграли роль их личные качества, способность найти общий язык с представителями других ведомств, готовность взять на себя ответственность за принятые решения. Достойно сожаления, что советское руководство не при­слушалось к предложениям Министерства обороны СССР и не назначило в Афганистан своего полномочного предста­вителя еще в 1980 году.
После того как Маршал Советского Союза Соколов С.Л. стал министром обороны СССР в конце 1984 года, а опера­тивную группу возглавил генерал армии Варенников В.И. функции оперативной группы несколько изменились. До кон­ца 1986 года она продолжала работать в ДРА периодически. После принятия советским политическим руководством окон­чательного решения на вывод советских войск из Афгани­стана оперативная группа 2 января 1987 года вновь прибыла в Кабул и покинула его только 14 февраля 1989 года.
Особенностью работы оперативной груп­пы на этом этапе было то, что она совершенно не вмешивалась в деятель­ность командующего и штаба 40-й армии, командиров всех степеней, не подменяла их, не ограничивала самостоятель­ности в принятии решений и претворении их в жизнь в Афганистане. Вмес­те с тем через оперативную группу командующий и штаб армии имели выход непосредственно на центральные пла­нирующие и довольствующие органы Министерства оборо­ны СССР, что позволяло более оперативно решать все воп­росы боевой деятельности и всестороннего обеспечения соединений и частей армии.
Основное внимание оперативная группа сосредоточивала на оказании помощи командованию ВС ДРА (РА) и главному военному советнику в повышении боеспособности и боеготовности афганских войск, их са­мостоятельной боевой деятельности, без участия советских подразделений.
Весной 1987 года Оперативной группой оказана помощь афганской стороне в создании Ставки Верховного Главнокомандующего ДРА как постоянно действующего органа управления вооруженными силами. До создания Ставки ВГК управление силами, ведущими вооруженную борьбу с отрядами мятеж­ников, министры обороны, внутренних дел и госбезопасности осуществляли самостоятельно, независимо друг от друга, без всякой координации своих усилий.
С со­зданием Ставки ВГК общее руководство боевыми действия­ми с афганской стороны взял на себя Верховный Главно­командующий ВС ДРА (РА) Наджибулла. При этом заседания проходили ежедневно с 8.00 утра под председательством Наджибуллы. С афганской стороны на за­седаниях Ставки присутствовали министры обороны, госбе­зопасности, внутренних дел, начальник Генерального шта­ба, заведующий отделом обороны и юстиции ЦК НДПА. По мере необходимости, в зависимости от рассматриваемых воп­росов, на заседания Ставки приглашались другие военные и гражданские руководители. С советской стороны в работе Ставки постоянно участвовали руководитель опера­тивной группы Министерства обороны СССР и главный во­енный советник в ДРА. С основным докладом об общей обстановке в стране и характере деятельности вооруженных сил на заседаних Ставки выс­тупал начальник Генерального штаба. Его доклад дополнялся министрами. После них свои оценки и выводы доклады­вал главный военный советник. Руко­водитель оперативной группы Министерства обороны СССР знакомил Наджибуллу и министров с деятельностью совет­ских войск и высказывал свои рекомендации и просьбы. Итоги подводил Наджибулла. На заседаниях Ставки, им принимались решения, вытекающие из сложившейся обста­новки и советских рекомендаций, высказывались пожела­ния по привлечению советских подразделений к операциям в том или ином районе страны. Зачастую на заседаниях Став­ки решались политические и экономические вопросы.
Оперативная группа проводила большую работу по оказа­нию помощи руководству ДРА в вопросах повышения укомп­лектования вооруженных сил офицерами, повышения роли афганской армии в раз­громе отрядов и групп оппозиции, по усиле­нию прикрытия границы с Пакистаном и Ираном, по укреплению и повышению активности пограничных войск, по первоочередному укомплектованию личным составом, вооружением и техникой соединений и частей на основных направлениях, откуда советские войска должны были уйти в первую очередь, и т. п.
Работа Оперативной группы в советских войсках проводилась по нескольким направлениям.
Основное внимание сосредоточивалось на недопущении неоправданных потерь лич­ного состава и боевой техники. Любой факт потери людей и техники анализировался совместно со штабами армии, со­единений и частей. Некоторые случаи расследовались лично руководителем ОГ МО СССР.
Оказывалась практическая помощь в подготовке войск к боевым действиям. Проверялось фортификационное обору­дование сторожевых застав и постов, принимались меры по повышению их боевых возможностей и защищенности. Уде­лялось внимание разведывательному обеспечению боевых действий. Принимались меры по совершенствованию такти­ки действий в бою как общевойсковых, так и авиационных частей и подразделений. Постоянно рассматривались реше­ния командиров и планы боевых действий.
Оперативной группой совместно с аппаратом главного во­енного советника и командованием ОКСВ принимались меры по снижению участия советских войск в активных боевых действиях за счет максимального привлечения к ним афган­ских частей и подразделений с тем, чтобы афганские войска приобрели возможно больший бое­вой опыт и ответственности при самостоятельном решении всех многообразных задач.
Уделялось внимание стабилизации обстановки политичес­кими методами путем переговоров в разных районах страны. Непосредственно оперативной группой организовывались также некоторые экономические мероприятия.
Однако, такая работа советских офи­церов, в т.ч. и руководителя ОГ МО СССР, не всегда встреча­ла понимание со стороны афганских должностных лиц, кото­рые доносили своему руководству (особенно этим грешили сотрудники МГБ РА), что якобы советские командиры ведут переговоры в ущерб интересам Афганистана, так как не хотят воевать с противником. Представительство КГБ СССР также ревниво относилось к такой деятельности, считая, что подоб­ные переговоры офицеры ОКСВ вести не должны -- их дело воевать, а не заниматься политической деятельностью, о чем оно и информировало свое руководство в Москве.
Важным направлением деятельности оперативной груп­пы Министерства обороны СССР в Афганистане была под­готовка советских войск к выводу из РА, его планирование и осуществление. Одновре­менно оперативная группа занималась оснащением афганской армии, оперативных частей МГБ и МВД РА, принимала участие в формировании подразделений для за­мены советских войск на сторожевых заставах, а также Гвар­дии особого назначения РА, оказывала помощь афганскому командованию в создании нового для афганцев рода войск -- ракетных бригад и дивизионов.
Таким образом, оперативная группа Министерства обо­роны СССР в Афганистане вела большую и разнообразную работу в советских войсках, в соединениях и частях афган­ской армии, частях МГБ и МВД ДРА (РА). Она оказывала значи­тельное влияние на политическое и военное руководство стра­ны, побуждая его строго и четко выполнять все наши рекомендации. Вела большую политическую работу. Осуще­ствляла постоянную конструктивную связь с контрольными органами ООН в Кабуле, информируя о ходе вывода советских войск и обращая внимание на нарушения женевских договоренностей пакистанской администрацией.
Оперативная группа сыграла важную роль в управлении Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, повышении боеспособности афганских вооруженных сил, в при­обретении ими способности самостоятельно, без советских войск, противостоять натиску контрреволюции. По мере сил и возможностей оперативная группа координировала деятельность советских представительств в Афганистане, стремясь направить усилия всех советских и афганских ведомств на содействие ста­билизации военно-политической обстановки в стране.
Штатная группа представителей Генерального штаба. В связи с тем, что оперативная группа Министерства оборо­ны СССР до конца 1986 года находилась в Афганистане перио­дически, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Ахромеев С.Ф. по согласованию с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Соколовым С.Л. в марте 1985 года учредил и направил в Афганистан штатную группу представителей Генерального штаба (ОГ Генштаба ВС СССР) с постоянным местом ее дислокации в г. Кабул. ОГ Генштаба ВС СССР возглавляли генералы для особых поручений начальника Генерального штаба: генерал-майор Б.В.Громов (март 1985г. - апрель 1986г.), генерал-майор Ю.В.Ярыгин (апрель 1986г. - май 1987 г.), генерал-майор В.С.Кудлай ( май 1987 г. - январь 1989 г.). Кроме того, при выводе советских войск для руководства созданием 3-хмесячных запасов для ВС РА была направлена Специальная ОГ Генштаба ВС СССР, которую возглавлял генерал-майор А.Г.Гапоненко ( май 1988 г. - январь 1989 г.).
ОГ Генштаба ВС СССР была создана в таких целях:
- осуществления непосредственной проверки на местах выполнения штабами и войсками, советскими военными со­ветниками при соединениях и частях армии ДРА директив и приказов министра обороны СССР, начальника Генераль­ного штаба по подготовке, ведению боевых действий и все­стороннему их обеспечению, а также приказов и директив Главнокомандующего войсками Южного направления, ко­мандующего войсками ТуркВО и 40-й армии, главного во­енного советника в РА;
- обеспечения Генерального штаба ВС СССР своевремен­ной и точной информацией о подготовке и ведении боевых действий;
- оказания помощи штабам и войскам 40-й армии и со­ветникам в ВС РА в организации мероприятий по обеспече­нию выполнения стоящих боевых задач;
- осуществления контроля и содействия в согласовании между командованием ОКСВ и аппаратом ГВС в РА вопро­сов, касающихся их деятельности в интересах выполнения ими совместных боевых задач;
- изучения опыта боевых действий в Афганистане, спо­собов применения новых средств вооруженной борьбы и так­тических приемов, методов управления в бою в особых усло­виях РА советскими и афганскими войсками.
Во время пребывания в Афганистане оперативной груп­пы Министерства обороны группа представителей Генераль­ного штаба входила в ее состав и работала по плану руково­дителя ОГ МО СССР.
Командующим войсками ТуркВО в Афганистан направлялась своя оперативная группа. Она была незначительной по составу и работала только в войсках 40-й армии, оказывая помощь ее командованию. Эта оперативная группа не могла выходить на афганскую сторону с предло­жениями и пожеланиями, а также на советского посла и других советских представителей. Она занималась только воп­росами боевой подготовки и боевой деятельности армии, а ее руководитель (как правило заместитель начальника штаба округа) мог руководить боевыми действиями частей и подразделений армии только по плану командующего армии.
Особенности организации управления советскими войсками.
В Генеральном штабе план ввода войск в Афганистан заранее не разрабатывался, поэтому общая директива на отмобилизование войск и органов управления не отдавалась. Соединения и части приводились в готовность после соответствующих устных указаний министра обороны СССР Д.Ф. Маршала Советского Союза Устинова.
Со середины декабря 1979 г. усиленными темпами началось формирование контингента войск для ввода в Афганистан. Его основу составили пополненные соединения и части, дислоцированные в ТуркВО, которые почти все были кадрированные. Доукомплектовывались они за счет местных ресурсов из запаса. С учетом того, что представители Среднеазиатских республик служили, как правило, в строительных частях и мотострелковых войсках, подготовка их была невысокой. Войска приводились в готовность распорядительным порядком, на основании отдельных распоряжений Генштаба. Всего за три недели было отдано более тридцати таких распоряжений.
В Главном оперативном управлении (ГОУ) Генштаба, работала специальная группа генералов и офицеров от всех видов и родов войск Вооруженных Сил, которая готовила проекты директив министра обороны СССР и начальника Генерального штаба на отмобилизование и обеспечение ввода войск в ДРА, планировала и осуществляла перевозки войск, техники, вооружения, материальных средств к афганской границе, проводила организационные мероприятия, а также постоянно отслеживала военно-политическую обстановку в Афганистане, делая ее анализ.
Распоряжение об отмобилизовании полевого управления 40-й армии было отдано 16 декабря 1979 г. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Ю.В. Тухаринов, членом военного совета - начальником политотдела армии - генерал-майор А.В. Таскаев, начальником штаба армии - генерал-майор Л.Н. Зевцов-Лобанов, начальником разведки - генерал-майор А.А. Корчагин.
Конкретные задачи на ввод и размещение на афганской территории определялись в директиве N 312/12/001, подписанной министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым и начальником Генерального штаба Н.В. Огарковым, направленной в войска 24 декабря 1979-го. В частности, приводилось такое объяснение предпринимаемого шага: "С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств...". Далее войскам ставились задачи на марш и размещение в Афганистане. Участие в боевых действиях не предусматривалось.
Конкретные боевые задачи соединениям и частям на подавление сопротивления мятежников были поставлены в директиве министра обороны СССР от 27 декабря N 312/12/002.
Командующий 40-армией генерал-лейтенант Ю.В.Тухаринов 31 декабря 1979 г. с воспалением легких оказался в госпитале, а на следующий день заболел и начальник штаба армии генерал-майор Л.Н.Лобанов. В связи с этим командующий войсками ТуркВО генерал-полковник Ю.П.Максимов прибыл в Кабул и взял руководство войсками на себя.
Характер и особенности боевой деятельности советских войск в Афганистане наложили свой отпечаток и на органи­зацию управления войсками. Управление войсками осуществлялась со стацио­нарных и подвижных командных пунктов.
Стационарные командные пункты армии, ВВС, дивизий, бригад, полков были созданы сразу после ввода советских войск на территорию Афганистана в занятых ими пунктах постоянной дислокации. Кроме того, были созданы пункты наведения (ПН) авиации на аэродромах Шинданд, Джелалабад(с 1984 г.) и Кандагар и ПУ ЕС УВД (с 1985 г. РЦ ЕС УВД) группы взаимодействия с КП ПВО и ВВС РА. Стационарные командные пункты управляли всей повсед­невной жизнью и деятельностью подчиненных войск, а так­же их боевыми действиями.
Основу стационарных командных пунктов составляли цен­тры боевого управления (ЦБУ), которые были образованы во всех звеньях управления от армии до полка, во всех бата­льонах СПН и в отдельно стоящих общевойсковых батальо­нах. До 1981 года дежурные смены ЦБУ на каждые сутки формировались за счет офицеров управлений штаба армии, сое­динений и полков. Позднее они стали штатными. Боевые сме­ны ЦБУ возглавляли заместители командующего (команди­ров), начальники отделов (отделений).
Основными задачами ЦБУ были:
- сбор повседневной и боевой информации, ее обобщение и доклад командующему (командирам) и начальникам штабов;
- передача решений командующего (командиров) войс­кам и другим исполнителям;
- согласование всех данных обстановки с аппаратом глав­ного военного советника в РА (военными советниками в зо­нах или при командирах ближайших афганских частей);
- ежедневный доклад повседневной и боевой информа­ции в вышестоящие звенья управления;
- обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного управления подчиненными войсками.
Главнейшей обязанностью ЦБУ всех командных пунктов было обеспечение общего руководства боевыми действиями в своей зоне ответственности. На всех ЦБУ были оборудованы рабочие места команду­ющего (командиров), начальников штабов и оперативных отделов (отделений). Каждое утро на ЦБУ армии командующий заслушивал общую обстановку и разведывательную информацию, по­ступившую к 8.00, и принимал решение на ее реализацию. При этом командующий определял, какую разведывательную информацию и какими силами и средствами берет на реа­лизацию 40-я армия, какие силы потребуются для совмест­ных действий от афганской армии, а какую информацию желательно было бы реализовать самостоятельно афгански­ми средствами. Тут же готовились необходимые распоряже­ния соединениям и частям 40-й армии.
После этого в штабе армии проходило координационное совещание по разведке. На нем принимали участие началь­ник штаба главного военного советника в ДРА, советник на­чальника разведки Генерального штаба ВС ДРА, сотрудники аппаратов представительств КГБ и МВД СССР при МГБ и МВД ДРА, начальник штаба и начальник разведки 40-й ар­мии, офицеры разведывательного и оперативного отделов, штабов Ракетных войск и артиллерии (РВ и А) и ВВС армии, представители советнического аппарата ВВС ДРА. На этом совещании происходил обмен разведывательной информацией, добытой различными орга­нами и видами разведки, анализ ранее поступившей инфор­мации, доводилось решение командующего армией на реа­лизацию информации силами советских соединений и частей.
На совещании формировались рекомендации афганскому командованию на ведение самостоятельных боевых действий и просьбы на выделение сил и средств для ведения совмест­ных с советскими войсками действий в соответствии с ре­шениями командующего 40-й армии.
Аналогичная работа ежедневно проходила в соединениях и частях советских войск применительно к зонам их ответ­ственности.
Кроме ЦБУ в штабе 40-й армии (в составе командного пункта) создавались и функционировали другие управлен­ческие структуры. После появления в отрядах оппозиции боль­шого количества радиосредств силами и средствами армии была организована целенаправленная борьба с ними. Она включала радиоэлектронное подавление РЭС противника и их уничтожение ударами авиации, огнем артиллерии и дей­ствиями войск. Для управления силами и средствами радио­электронной борьбы в штабе 40-й армии была создана спе­циальная группа управления "Экран", в которую входили представители оперативного управления, радиоразведки, штабов артиллерии и ВВС, другие специалисты.
Для управления силами и средствами, ведущими борьбу с караванами противника путем проведения засадных дей­ствий в рамках армейского плана, с весны 1984 года на КП армии действовала группа управления "Завеса". Она коорди­нировала в основном засадные действия подразделений СПН и войсковой разведки. Возглавлял эту группу заместитель начальника штаба армии. С весны 1987 года к ведению засад­ных действий по плану армии были привлечены и обще­войсковые подразделения (ранее они вели засадные действия по планам соединений и частей). С этого времени координа­цию всей засадной деятельности стала осуществлять группа управления "Барьер" (вместо группы "Завеса").
Управление всей повседневной и боевой деятельностью авиации, в том числе привлекаемой с территории Советско­го Союза, осуществлял командный пункт авиации, развер­нутый при штабе 40-й армии.
Подвоз материальных средств для обеспечения жизни и деятельности ОКСВ, в основном, производился автомобиль­ным транспортом. Для этой цели было задействовано 96 рот­ных автомобильных колонн. Ежедневно в пути находилось 1500--2000 автомобилей.
Для управления всеми автомобиль­ными перевозками на территории РА при штабе тыла 40-й армии был создан Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и две его оперативные группы -- "Саланг" (на перевале Саланг) и в Шинданде. ЦДП подчинялись диспетчерские пун­кты и диспетчерские посты на маршрутах. Ядром ЦДП была группа боевого управления.
Все эти органы и группы управления тесно взаимодей­ствовали с ЦБУ армии и в установленные сроки информи­ровали его об обстановке в сфере своей ответственности и о принятых решениях и мерах.
Особенностью управления боевыми действи­ями в Афганистане было то, что руководили подразделения­ми, ведущими бой, не штатные органы соединений и час­тей, а специально назначаемые оперативные группы. Это было связано с тем, что, как правило, дивизии и полки выполня­ли сразу несколько различных задач, каждая из которых тре­бовала непрерывного и твердого управления.
Оперативные группы по руководству боевыми действия­ми (операциями) в зависимости от масштабов боевых дей­ствий и количества привлекаемых сил и средств (советских и афганских) состояли из 8--15 человек. Первоначально они каждый раз формировались непосредственно перед выходом на боевые действия, были сводными, непосредственным пла­нированием не занимались, а получали уже готовый план боя, разработанный соответствующим штабом.
С 1981 года руководители операций и их группы управле­ния в армии, дивизиях и полках стали отдаваться специаль­ными приказами заранее, на весь год, с персональным пе­речислением всего состава групп. Офицеры стали четко знать, кто в какую группу входит, кто является руководителем и когда та или иная группа будет управлять боевыми действи­ями. Руководителями операций этими приказами опреде­лялись -- командующий армией, командиры дивизий, бри­гад, полков, начальники штабов, заместители командующего (командиров), а также заместители начальника штаба армии. Группы управления проводили занятия по боевому слаживанию и вместе с руководителем операции составляли готовые в любое время к действиям аппараты управления. Они сами разрабатывали каждую операцию, которой должны были управлять, на основе решения своего руководителя и при­нимали участие в подготовке выделенных для ее проведения войск. Группы управления (оперативные группы) несли полную ответственность за подготовку и проведение той или иной операции.
Боевыми действиями, как правило, руководили:
- подразделениями, выделенными от одного полка, -- группа управления полка;
- подразделениями, выделенными от разных полков од­ной дивизии, -- группа управления дивизии;
- подразделениями, выделенными от разных дивизий -- группы управления армии.
Наиболее сложными и масштабными операциями руко­водил командующий армией со своей группой управления.
Руководитель операции (независимо от уровня) управ­лял боевыми действиями с подвижного командного пункта на бронебазе. В связи с особыми условиями боевых дей­ствий в Афганистане и малочисленностью групп управления, другие пункты управления, как правило, не развертывались. Все офицеры, занятые управлением и обес­печением боевых действий, располагались совместно с руководителем операции на одном пункте управления, использовали единый узел связи, находились под единой охраной. Основу подвижного командного пункта, как и стационарного, составлял ЦБУ.
Подвижные командные пункты всех инстанций размеща­лись вблизи района боевых действий и перемещались, как правило, один раз в сутки. Управление войсками осуществ­лялось только с места. Попытки управлять подразделениями в движении из-за особых условий распространения радио­волн в горах большей частью были безуспешными.
При выборе места расположения командного пункта глав­ное внимание обращалось не на условия визуального наблю­дения за действиями войск (хотя это и было очень желатель­но), а на возможность поддержания непрерывной, устойчивой связи с подразделениями, ведущими бой, авиа­цией и вышестоящими органами управления. В связи с этим командные пункты располагались на господствующих высо­тах, а при невозможности -- в створе с ущельями, по кото­рым продвигались подразделения.
Если войска действовали по расходящимся ущельям, по КП развертывался на стыке ущелий. В извилистых ущельях приходилось местоположение КП менять чаще, чтобы не потерять связь на участках, прикрытых горными массивами. При этом руководитель операции стремился каждое новое положение КП выбирать на изломе ущелья.
Обстановка иногда вынуждала руководителя операции выд­вигаться на командный пункт подчиненной инстанции со своими средствами связи и небольшой группой управления. Так в необходимых случаях возникал передовой командный пункт.
Несмотря на то, что запасные командные пункты не со­здавались, принцип непрерывности управления строго со­блюдался. Это достигалось за счет передачи управления при перемещениях командных пунктов на стационарные пункты управления или на командные пункты подчиненных инстан­ций управления. На период перемещения КП руководителя операции эти командные пункты выступали в роли своеоб­разных ЗКП.
Управление боевыми действиями авиации осуществлялось со стационарных командных пунктов ВВС армии и авиаци­онных частей и с пункта управления оперативной группы ВВС при руководителе операции (создавался на период про­ведения операции), а также группами боевого управления (ГБУ) и авианаводчиками. Поскольку войска в большинстве случаев вели боевые действия усиленными батальонами в отдельных районах, а на некоторых направлениях и ротами, потребовалось обеспечить связь с авиацией непосредственно их командирам. Эта проблема была решена за счет выделе­ния авианаводчиков (штатных и нештатных) с радиостан­циями в роты и батальоны.
Управление боевыми действиями дежурных подразделе­ний производилось со стационарных пунктов управления частей, высылавших эти подразделения. Непосредственное руководство боем осуществляли штатные командиры дежур­ных подразделений со своих подвижных командно-наблюда­тельных пунктов. При этом, как правило, вместе с команди­ром дежурного подразделения находились артиллерийские корректировщики и авиационные наводчики.
После завершения боевых действий и возвращения уча­ствовавших в них войск в пункты дислокации руководители операций по каждой из них составляли подробные отчеты, которые вместе с планами операций направлялись в штабы 40-й армии и ТуркВО.
Опыт боевой деятельности советских войск в Афганистане показал необходимость определенной децентрали­зации управления войсками, что в конкретных условиях ДРА делало его более гибким без нарушения общих прин­ципов управления.
Об управлении Пограничными войсками КГБ СССР
Пограничные войска КГБ СССР (ПВ) по согласованию с афганской стороной постепенно наращивали свое присутствие в Афганистане.
В начале марта 1979 г. для усиления охраны посольства СССР в Кабуле прибыла группа пограничников в составе 20-ти человек со средствами усиления (служебные собаки, сигнальные приборы, приборы ночного наблюдения и пр.), а 4 сентября на боевое дежурство в посольском городке прибыла отдельная рота ПВ в численностью 50 человек.
В апреле - мае 1979 г. прибыли 23 офицера-пограничника для советнической работы в пограничной службе ДРА.
Летом 1979 г. в ДРА направлен постоянный представитель советских погранвойск генерал-майор А.А. Власов - начальник управления ПВ.
Команда на переход государственной границы для спецподразделений ПВ поступила 6 января 1980 г. С рассвета 7 января первые отряды перешли через границу. Операцией по вводу пограничных подразделений на афганскую территорию руководил начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа генерал-майор И.Г. Карпов.
В боевых действиях принимали участие спецподразделения ПВ - сводные боевые отряды (СБО), мотоманевре